Линки доступности

Книга футбольных судеб


В пятницу ее вручат на рассмотрение представителям ФИФА в Цюрихе. Россия подает сразу две заявки, намереваясь бороться за право стать хозяйкой чемпионата либо в 2018, либо в 2022 году. Заявочная книга – это главный документ, рассматриваемый ФИФА, для последующего выбора страны-хозяйки чемпионата.
Над книгой работали сотни специалистов. Заявка России уместилась в трех томах. На обложке по-английски выведена надпись – «Ready to inspire» («Готовы вдохновлять»). О масштабе подготовки можно судить даже по весу трехтомника – семь килограммов.

В первом томе содержится информация о городах, где, в случае победы российской заявки, пройдут футбольные баталии. Россию условно поделили на четыре футбольных региона: Северный (Калининград и Санкт-Петербург), Центральный (Москва и область), Волжский (Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Саранск, Самара, Волгоград) и Южный (Ростов-на-Дону, Краснодар, Сочи). В отдельную «папку» положен Екатеринбург, где тоже хотят проводить матчи. Городов в заявке больше, чем необходимо для организации игр, и окончательный выбор будет сделан, если Россию удостоят права вершить футбольную историю.

Второй том повествует о стадионах – и уже имеющихся, и о тех, что будут построены к чемпионату. Третий рассказывает об инфраструктуре, транспортных возможностях и финансировании, включая восемь подписанных премьер-министром Владимиром Путиным гарантий.

Во что обойдется России прием чемпионата мира по футболу – пока тайна. Известно только, что Министерство спорта и туризма, Министерство экономического развития и Министерство финансов сделали необходимую калькуляцию. Понятно, что сумма очень внушительная. Хотя страны, где прошли чемпионаты, не были в убытке. Достаточно, не говоря ни о чем другом, представить паломничество болельщиков и любителей самой популярной в мире игры, нуждающихся в транспортировке, крыше над головой, питании и хороших впечатлениях.

У России очень серьезные и достойные конкуренты. Чемпионат может стать достоянием Англии, Кореи, Катара и Австралии. Есть совместные заявки от Бельгии с Нидерландами и Испании с Португалией. Известно, что в ФИФА сочли не слишком удачным опыт проведения турнира одновременно в Японии и Южной Корее, поэтому совместные заявки, по мнению сведущих наблюдателей, вероятно, обречены на неудачу. К тому же, из горних футбольных высей донеслась весть о том, что в 2018 году чемпионат хотят видеть в какой-то европейской стране, а вот в 2022-м ФИФА, скорее всего, кардинально поменяет географию турнира.

«Мы считаем, что Россия заслуживает получить такое право, и у нас есть все возможности для того, чтобы такое решение оправдать, – сказал представлявший заявочную книгу в РИА "Новости" первый вице-премьер кабинета министров Игорь Шувалов. – У России есть хороший опыт подготовки и проведения различных соревнований, в том числе, и по футболу. За последние десятилетия Россия сделала много для того, чтобы развивать футбол. И последние успехи значительны». Игорь Шувалов заверил прессу, что, получив чемпионат, Россия – первое государство Восточной Европы, выдвинувшее свою кандидатуру – сделает для мирового футбола больше, чем любая другая страна. Свою уверенность он объясняет тем, что, помимо России, все ее партнеры на постсоветском пространстве, в Восточной Европе и Азии «будут вовлечены в огромную работу по развитию футбола».

Надо отметить, что вне зависимости от решения ФИФА, в России собираются построить шесть новых больших стадионов. Но с победой российской заявки, спортивных объектов, гостиниц, коммуникаций, транспортной сети нужно было бы гораздо больше. А это сулило бы новые рабочие места, инвестиции и развитие городов.

«Чемпионат мира в России – это не просто сам по себе турнир, который мы, безусловно, способны провести, но это турнир, который будет иметь огромное наследие не только для России, но и для ближайших стран СНГ, азиатских стран, и наша заявка выглядит именно так. Получение чемпионата мира – это серьезный вызов, серьезная ответственность и для России, и для мирового футбола. Идеология ФИФА, проведение чемпионата в ЮАР, в Бразилии говорит о том, что туда, куда приходит футбол, он развивает эту страну. Я убежден, если мы получим такой чемпионат, в 2018 году наши города будут иными», – заявил министр спорта, туризма и молодежной политики Виталий Мутко.

Следует отметить, что амбициозные планы изменения страны с помощью футбола сочетаются с, мягко говоря, не лучшей ситуацией в российском массовом и профессиональном спорте, о чем много говорилось после неудачного выступления российской сборной на недавней Зимней Олимпиаде в Ванкувере. Тот же Виталий Мутко попал под шквальный огонь критики со всех сторон и заявлял о готовности уйти в отставку. Да и российская футбольная сборная не попала на грядущий чемпионат мира в Южную Африку, о чем пришлось упомянуть на пресс-конференции.

Кроме того, Россия готовится встречать Олимпиаду 2014 года в Сочи, что требует немалых затрат. Впрочем, в Кремле и в правительстве, кажется, уверены, что одно другому не только не мешает, а способствует.

«Я лично делаю это не только потому, что считаю это важным для страны. Мне важно, чтобы мои дети смогли пойти здесь в России на стадион и посмотреть этот чемпионат мира в 2018 году. И важно, чтобы дети моих друзей смогли пойти в своих городах на стадион и посмотреть чемпионат мира. А не ехать куда-то и быть просто группой российских болельщиков, приехавший на чужой все-таки праздник», – признался помощник российского президента Аркадий Дворкович.

Будучи сторонником того, чтобы подобные мероприятия как можно чаще проходили в стране, и подчеркивая все их достоинства и выгоду, обозреватель радиостанции «Эхо Москвы» Антон Орех называет российскую заявку «рисунками и схемами». Такие рисунки и схемы уже представлялись на рассмотрение два года назад, когда Москва вступила в борьбу за проведение чемпионата Европы по футболу. Заявку постигла неудача. По словам Ореха, «сейчас в стране стадионы мирового класса – это Лужники в Москве. И, по большому счету, все. Остальное нужно строить. О том, как у нас с гостиницами в регионах, как с международными аэропортами, как с дорогами и транспортом, все знают не хуже меня. Это все те вещи, которые нужно будет сделать. Собственно, наши шансы зависят от того, насколько удастся заявочному комитету убедить Международную футбольную федерацию в том, что мы все это способны сделать к означенному сроку. Это, как и в случае с Олимпиадой в Сочи, когда приехал Путин и сказал, что мы все построим – вопрос веры, или неверия».

Авторы заявки предлагают взглянуть на эту проблему с другой стороны. Да, в России сегодня нет таких стадионов, как в Англии, уже принимавшей чемпионат. Инфраструктурой хвастаться тоже неуместно. Зато все это можно построить с нуля, и к 2018 или 2022 году в стране будут наисовременнейшие спортивные объекты, и все, что полагается, кроме них.

Какая из этих точек зрения окажется ближе Цюриху, выяснится 2 декабря нынешнего года, когда президент ФИФА Зепп Блаттер распечатает конверты и назовет победившие страны.

XS
SM
MD
LG