Линки доступности

Инициатива Конгресса и будущая легитимность президента России: контекст и реакция


Проект резолюции Конгресса о непризнании легитимности пребывания Владимира Путина на президентском посту после 2024 г. вызвал предсказуемую реакцию Москвы

В Москве негативно восприняли инициативу конгрессменов США, предлагающих Белому дому не признавать легитимным правителем Владимира Путина, если тот станет баллотироваться на очередной президентский срок в 2024 году.

Как известно, в четверг, 18 ноября, на сайте конгрессмена-демократа Стива Коэна (Steve Cohen), сопредседателя Комиссии Конгресса по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкской комиссии) появилось сообщение о намерении его и его коллеги, республиканца Джо Уилсона (Joe Wilson) внести на рассмотрение Палаты представителей резолюцию, требующую от Белого дома прекращения признания Соединенными Штатами Владимира Путина президентом России, если он останется у власти после 2024 года.

По мнению Кремля, американские конгрессмены таким образом ведут «беспрецедентную законотворческую деятельность, которая не укладывается в рамки современных международных отношений», передают в пятницу российские медиа со ссылкой на заявление пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова. Пресс-секретарь также назвал резолюцию конгрессменов вмешательством во внутренние дела страны.

Напомним, в апреле текущего года Владимир Путин подписал закон, дающий главе российского государства право еще дважды переизбираться на пост президента. По данным Центральной избирательной комиссии, на общенациональном референдуме, состоявшемся летом прошлого года, более 77% его участников проголосовали за внесение соответствующих поправок к конституции.

В резолюции Коэна и Уилсона утверждается, что Путин остается у власти благодаря фальсификациям и нарушениям на выборах, и что его пребывание у власти после 2024 года следует считать незаконным.

Поправки, внесенные в российскую Конституцию по итогам референдума, предусматривают ограничение срока полномочий президента двумя шестилетними сроками подряд. Это положение применяется к действующему президенту на момент вступления в силу изменений в законодательстве, не принимая во внимание количество сроков, в течение которых глава государства оставался у власти.

Это дает Путину возможность снова баллотироваться на пост президента после того, как его нынешний срок истечет в 2024 году.

«Принимая во внимание, что конституционный плебисцит, прошедший в России в 2020 году, был отмечен многочисленными сообщениями об организованном принуждении избирателей, многократном голосовании, вбросах бюллетеней и нарушении тайны голосования, а также односторонним освещением поправок в СМИ», а также то, что российские власти не пригласили достаточное количество международных наблюдателей, как того требуют обязательства в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и Совета», переизбрание Владимира Путина на очередной срок будет являться незаконным, говорится в проекте резолюции.

Марк Фейгин: «Симптоматично, что подобная инициатива появилась именно сейчас»

Юрист, общественный деятель Марк Фейгин в комментарии для «Голоса Америки» заметил, что он лично знаком со Стивом Коэном и, будучи адвокатом, дважды встречался с ним по делам своих подзащитных. По его мнению, конгрессмен – решительный и последовательный в своих действиях человек. «Также примечательно, что инициатива исходит от республиканца и демократа, – добавил он. – Тут налицо консолидированная позиция. Безусловно, резолюция – не юридически обязывающий документ. Но это совершенно не умоляет ее значения».

Такой резолюции еще никогда не было, подчеркнул Марк Фейгин. Хотя, по его словам, легитимность Путина, мягко говоря, весьма сомнительна, начиная с 2012 года: «Симптоматично, что подобная инициатива появилась именно сейчас. Это означает, что ситуация подошла к моменту, когда нужно публично формулировать, пусть декларативно и без юридически обязывающих последствий, своё отношение к власти в России. Отмалчиваться уже нельзя».

Если резолюция будет принята Конгрессом, то вслед за этим последует ряд важных решений, считает юрист. «А я не очень представляю, почему она не может быть принята, – уточнил он. – Мне сложно себе представить, что кто-то консолидировано выступит против нее. Как раз потому, что она не обязывает к неким юридическим действиям, но определяет отношение к тому, что происходит. Причем, это делается не постфактум, а заранее. Такая резолюция предостерегает российскую власть от определенного рода действий. И мне кажется, что это весьма долгосрочная история, которая может иметь серьезные последствия для России, прежде всего санкционные, но не только».

Вместе с тем Марк Фейгин считает, что Кремль сам даёт повод для того, чтобы такая резолюция была гарантированно принята. «Последние заявления Путина о сближении России с Китаем, о том, что “мы окончательно расходимся с Западом”, как мне кажется, с его стороны подчеркивают, что договориться, каким-то образом наладить диалог (России с Западом) уже не получится никогда. А если так, то политическая война продолжится».

Такую резолюцию следовало бы принять еще в 2012 году, когда Путин решил вернуться во власть, полагает Марк Фейгин. Но лучше поздно, чем никогда, резюмировал он.

Владимир Путин, выступая в четверг на расширенном заседании коллегии МИД заявил об «известном напряжении», которое возникло на Западе в результате повышенной концентрации российских войск у границ с Украиной. По его словам, нужно, «чтобы это состояние у них (западных стран – В.В.) сохранялось как можно больше…»

Геннадий Гудков: «Путин однозначно идет по пути Лукашенко»

Оппозиционный политик, экс-депутат Госдумы Геннадий Гудков расценивает инициативу конгрессменов как «правильный сигнал предупреждения Владимиру Путину». Как ему представляется, совершенно очевидно, что Путин и сейчас не легитимен. «Власть им захвачена и удерживается силой, – утверждает собеседник «Русской службы «Голоса Америки». – И в этих условиях, когда любое выступление против Кремля подавляется репрессиями, говорить о легитимности власти не приходится. Путин, перекроив Конституцию, своими руками устранил последние препятствия для того, чтобы править страной пожизненно».

Фактически обнуление президентских сроков, который протолкнул Путин, нарушило фундаментальные основы сменяемости власти в России, констатировал Геннадий Гудков: «Путин должен был окончательно уйти (с поста президента) еще в 2008 году, но предпочел узурпировать власть. Сначала он ее удерживал с помощью полностью подконтрольного (Дмитрия) Медведева, безвольного и безликого, а потом решил избавиться вообще от всяких ограничений. Поэтому я не считаю законным пребывание Путина на посту».

Путин «извратил конституцию», считает Геннадий Гудков. На его взгляд, то, как проходило «всенародное» голосование по поправкам в основной закон страны – как бы «отдельная песня»: «Такого позора Россия еще не знала. Все идет по аналогии с Лукашенко, которого сейчас никто в цивилизованном мире не признает как президента. Путин однозначно идет по пути Лукашенко. Пока с ним еще разговаривают. Однако понятно, что здесь определяющую роль играет статус России как ядерной державы. Не будь этого фактора, всё давно было бы по-другому».

На Западе иссякают аргументы, направленные на достижение перемен в России, заметил политик. И инициатива американских конгрессменов – еще одно свидетельство того, что чаша международного терпения скоро переполнится, заключил он.

По данным российской неправительственной организации «Голос» и информации независимых аналитиков, около 27 миллионов бюллетеней, что составляет 37% от официального количества участников, были сфальсифицированы, что «сделало этот референдум самым манипулируемым голосованием в современной истории Российской Федерации», заявили конгрессмены-члены руководства Хельсинкской комиссии.

XS
SM
MD
LG