Линки доступности

О российской коррупции


Президент России Дмитрий Медведев назвал борьбу с коррупцией одним из главных приоритетов внутренней политики и пообещал устранить взяточничество чиновников и бюрократические барьеры, осложняющие развитие малого и среднего бизнеса. Однако независимые наблюдатели указывают на укоренившийся, системный характер российской коррупции и скептически относятся к возможности успеха Медведева там, где другие уже потерпели поражение.

В минувшую среду президент Медведев провел совещание по проблемам бюрократии и коррупции, от которых особенно страдает малый и средний российский бизнес.

На встрече Дмитрий Медведев заявил, что предпринимателям приходится тратить значительную долю годовой выручки на преодоление бюрократических препон, и что снятие «административных барьеров» - главная задача его реформ.

Российский президент заметил, что недавно генеральный прокурор Юрий Чайка доложил, что число произвольных проверок малых предприятий сокращается. Генпрокурор Чайка сообщил также, что его ведомство предотвратило около 4200 внеплановых проверок малых и средних предприятий в период с мая по июль. Дмитрий Медведев сказал, что зачастую такие инспекции служат поводом для вымогания взяток. Он далее заявил, что малый и средний бизнес остаются жертвами «обычного вымогательства чиновников», что, как он выразился, «особенно отвратительно».

С момента вступления в должность в 2008 году президент Медведев сделал борьбу с коррупцией и установление верховенства закона приоритетами своей администрации. Помимо борьбы с внеплановыми проверками, президент ввел обязательное декларирование доходов и собственности для высших чиновников.

В конце июля министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев сообщил о своем решении создать институт личного поручительства при назначении сотрудников на руководящие должности в МВД.

Тем не менее, несмотря на такие меры, судьба предыдущей антикоррупционной кампании в России показывает, что президенту предстоит очень тяжелая борьба - в том случае, если он действительно желает изменить ситуацию.

В 1997 тогдашний президент Борис Ельцин ввел обязательное декларирование годового дохода и собственности для высокопоставленных чиновников, а также поставил получение госзаказов на конкурентную основу.

А всего лишь два года спустя Ельцин ушел в отставку в разгар коррупционного скандала в его администрации. В каждый из последних двух лет президентства Ельцина организация по борьбе с коррупцией Transparency International присваивала России оценку в 2,4 балла по шкале коррумпированности от 0 до 10, где 10 – полное отсутствие коррупции. Transparency International снизила этот показатель в 2007 и 2008 годах.

Независимые обозреватели считают, что коррупция в России укоренилась настолько глубоко, что без системных изменений избавиться от нее практически невозможно.

Георгий Сатаров, президент московского Фонда «ИНДЕМ» и эксперт по проблемам коррупции, говорит, что из-за системного характера российской коррупции такие отдельные меры, как введение ответственности за назначенных должностных лиц в Министерстве внутренних дел, не будут работать.

Несмотря на то, что этот шаг представляет собой своего рода «инновацию», считает Сатаров, он является «внутренним бюрократическим контролем», который не будет иметь большого значения, поскольку не меняет суть российской правоохранительной системы.

Что же касается заявления генерального прокурора Юрия Чайки о том, что его ведомство предотвратило 4200 незапланированных проверок малого и среднего бизнеса за три месяца, Сатаров говорит, что это невозможно проверить, и что в любом случае эта цифра – «очень небольшая» для страны такого размера, как Россия.
По мнению главы российского отделения Transparency International Елены Панфиловой, реальная борьба с коррупцией возможна при условии соблюдения следующих пяти условий: наличия реальной политической конкуренции, верховенства закона над неформальным толкованием, подлинно рыночной экономики, подлинной свободы средств массовой информации и крепкого гражданского общества. Панфилова считает, что ни одного из этих условий в России сегодня не существует.

В свою очередь, руководитель неправительственного Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов высоко оценивает признание президентом существования «тяжелейшей проблемы коррупции» в России. Однако он считает, что президент не смог принять решительные меры по борьбе с ней. По-мнению Кабанова, Дмитрию Медведеву необходимо вывести из состава правительства должностных лиц, назначенных его предшественником Владимиром Путиным за его восьмилетнее пребывание в Кремле, в особенности «силовиков». Именно Путин несет ответственность за то, что он сам называет «коррумпированной ситуацией», сказал Кирилл Кабанов.

XS
SM
MD
LG