Линки доступности

Ностальгия по империи и "африканское сафари" России


Миротворческие силы ООН в окрестностях Бангуи, Центральноафриканская республика. 25 декабря 2020.
Миротворческие силы ООН в окрестностях Бангуи, Центральноафриканская республика. 25 декабря 2020.

Почему российские военные оказались в Центральноафриканской республике, и что ищет Кремль в других раздираемых конфликтами странах Черного континента? – мнение экспертов Виктор Владимиров 

В наступившем 2021 году из Центральноафриканской республики (ЦАР) поступают противоречивые сообщения. По некоторым данным, в минувшее воскресенье, повстанческие антиправительственные военные формирования захватили на юге страны город Бангасу.

В любом случае в ЦАР налицо все признаки очередной гражданкой войны.

Центральноафриканская республика считается одной из самых малонаселённых (5,9 млн человек) стран континента и одной из самых бедных стран мира, несмотря на разведанные месторождения алмазов, золота, урана и других природных ископаемых. Средняя продолжительность жизни у мужчин составляет 53 года, у женщин – 56 лет.

В контексте происходящих в ЦАР событий возникает вопрос, зачем Москве понадобилось направлять в эту страну своих военных инструкторов, что было признано на уровне российского МИДа? Кроме того, по данным СМИ, в ЦАР также присутствуют наемники из российских частных военных компаний, однако Кремль всегда официально отвергает эту версию.

Напомним, после того как Москва заявила, что направила 300 военных инструкторов в Центральноафриканскую Республику в связи с предполагаемой попыткой переворота накануне выборов в этой стране, США призвали к транспарентности и прекращению насилия.

«Наша позиция всегда заключалась в том, что страны, которые оказывают помощь – военную или иную – должны делать это транспарентным и скоординированным образом, и эта помощь должна поддерживать стремление народа ЦАР к эффективному государственному управлению и стабильности», – заявил представитель Госдепартамента.

США также призывали все стороны прекратить боевые действия.

Александр Гольц: Политика Москвы в Африке неизбежно окажется провальной

Независимый военный аналитик Александр Гольц в комментарии для Русской службы «Голоса Америки» заметил, что активное участие Москвы в делах ЦАР и других африканских стран до известной степени напоминает политику Советского Союза в 70-80-х годах. По его мнению, тогда в силу разных причин и в рамках глобального противостояния времен Холодной войны советское руководство увлеклось идеей поддержки так называемых национально-освободительных движений социалистической направленности на Черном континенте, результатом чего стали военные авантюры в Анголе, Мозамбике, Эфиопии и некоторых других странах.

«Самое печальное, что в этих конфликтах погибло немало советских солдат, – добавил он. – За сегодняшними эскападами российской власти, куда можно включить, в частности, намерение создать новую военную базу в Судане и участие в междоусобной войне в Ливии, опять же стоит некая идеологическая концепция. Никаких реальных экономических интересов за всем этим увидеть невозможно. Суть происходящего заключается в том, чтобы продемонстрировать всему миру: – Россия снова стала глобальным игроком, что она решает проблемы Африки и Ближнего Востока и в этом смысле едва ли не равна США и Китаю».

Однако в силу ограниченности ресурсов, имеющихся в распоряжении Москвы, такая политика неизбежно окажется провальной, а расплачиваться за все придется, как всегда, российским налогоплательщикам, констатировал Александр Гольц. «При этом Россия действует в этих случаях всегда нетранспарентно, потому что в Кремле повернуты на идее секретных операций – в силу жизненного и профессионального опыта значительной части российского руководства, начиная с самого Путина, – уточнил он. – Им кажется, что секретные миссии наиболее эффективны, что никак не подтверждается практикой. Тем не менее они продолжают осуществлять подобные операции по всему свету».

Кроме того, полагает аналитик, здесь нельзя сбрасывать со счетов и субъективный фактор. По его словам, такие персонажи, как, например, предприниматель Евгений Пригожин умеют умело играть на имперской ностальгии и извлекать вполне конкретную прибыль из желания Кремля вернуться за несуществующий мифический стол, за которым якобы заседают глобальные игроки.

Напомним, Министерство финансов США ввело санкции в отношении лиц и организаций, связанных с российским бизнесменом Евгением Пригожиным и участвующих в кампании по усилению российского влияния в Центральноафриканской республике (ЦАР).

Игорь Яковенко: Путин стремится возродить некое подобие Советского Союза

Социолог и публицист, в прошлом генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко тоже считает, что Россия действует в Африке из имперских представлений, существующих прежде всего в голове Владимира Путина. Как ему кажется, Путин стремится возродить некое подобие Советского Союза, вернуться в прошлое, когда страна на равных конкурировала с США за влияние в мире.

«Это то, что всегда движет им во внешней, да и внутренней политике, – утверждает собеседник «Голоса Америки». – Потому что империя – не только захват чужих территорий, но и диктатура внутри страны. К тому же ряд африканских и ближневосточных стран оказались сегодня достаточно беззащитными. Отсюда авантюры в Сирии, Ливии, Судане. Что касается ЦАР, то при всей ее бедности она богата природными ресурсами. Так что здесь еще налицо и попытка освоить чужие богатства».

Подобного рода деятельность серьезно нарушает международное право, подчеркнул Игорь Яковенко. Поэтому, на его взгляд, Путин стремится по возможности действовать тайно, используя наемников. «Не случайно в ЦАР замечены бойцы ЧВК Вагнера – структуру «кремлевского повара», одной из нарицательных фигур в президентском окружении, – пояснил он. – В этом проявляется еще одна характерная черта Путина. Поскольку он живет все-таки не в двадцать первом веке, а в лучшем случае – в двадцатом, то его попытки что-то сделать тайно тут же становятся явными и выглядят довольно карикатурно. Это издержки того, что Путин по основной своей специальности – КГБэшник, представитель тех самых секретных организаций, которые очень сильно отстали во времени».

Эти структуры по-прежнему находятся в доцифровой эпохе, заключил журналист.

XS
SM
MD
LG