Линки доступности

Россия – Беларусь: нефтяная удавка как средство углубления интеграции?


Президент Беларуси Александр Лукашенко и президент РФ Владимир Путин на Санкт-Петербургском экономическом саммите. 20 декабря 2019 г.
Президент Беларуси Александр Лукашенко и президент РФ Владимир Путин на Санкт-Петербургском экономическом саммите. 20 декабря 2019 г.

Москва прекратила поставки нефти белорусским НПЗ, а Минск объявил об приостановке экспорта нефтепродуктов

Транзит российской нефти сорта Urals в европейские страны через территорию Беларуси не приостановлен, передает в пятницу, 3 января, Рейтер со ссылкой на свои источники в отрасли.

Ранее белорусская государственная энергетическая компания «Белнефтехим» заявила, Россия прекратила поставки нефти в Беларусь.

Сторонам не удалось прийти к договоренности о поставках к установленному сроку – 1 января.

Москва заявила, что поставки через территорию Беларуси, которая является ключевым транзитным маршрутом для российской нефтегазовой продукции, продолжатся. Однако затяжной спор может создать угрозу для ее поставок европейским потребителям .

Как сообщается в заявлении «Белнефтехим», после прекращения подачи нефти из России загрузка сырья на двух белорусских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) – в Новополоцке и Мозыре – сокращена до технологического минимума. По данным СМИ, имеющихся у НПЗ резервов хватит приблизительно на 20 дней работы.

По мнению экспертов, под большим вопросом остается, успеют ли за этот срок страны-соседи, формально входящие в Союзное государство, договориться по ценам и перезаключить контракты. А на организацию альтернативных поставок нефти (этот вариант президент Александр Лукашенко поручил правительству проработать), даже при условии наличия сырья по ценам, приемлемым для Беларуси, потребуется значительно больше времени.

Тем временем «Белорусский партизан» со ссылкой на телеграм-канал HARBACEVIČ сообщил о решении белорусского Совмина остановить экспорт нефтепродуктов из страны. Это всегда было одной из главных статей наполнения бюджета республики. Решение действует вплоть «до особого распоряжения».

При таком ходе событий вовсе не исключено, что белорусские предприятия и ТЭЦ переведут на испытанное резервное топливо – мазут. Хоть и не экологично, зато дешево.

Нефтяная война проходит на фоне безуспешных переговоров на уровне президентов и глав правительств двух стран по поводу углубления интеграционного процесса в рамках Союзного государства. При этом в Минске сильны настроения, что таким способом Россия хочет поглотить республику, заставить ее неукоснительно следовать в фарватере внешней политики Кремля. Александр Лукашенко не раз говорил, что вопрос о суверенитете Беларуси на переговорах в принципе стоять не должен. Между тем, часть российского экспертного сообщества упорно настаивает на том, что Беларусь без регулярной российской помощи в виде кредитов и субсидий ждет незавидная участь, а для Лукашенко это представляет серьезную угрозу потерять бразды правления.

Независимый белорусский аналитик, политолог Артем Шрайбман с таким мнением категорически не согласен. В комментарии для Русской службы «Голоса Америки» он напомнил, что Минск уже больше года не берет российских кредитов, и ничего страшного пока не происходит.

«А избрание президента республики – это административный процесс, а не политический, – утверждает политолог. – В Беларуси нет справедливых выборов. Система строго контролируема».

Как представляется политологу, у Беларуси, в случае полного лишения ее российских субсидий, могут возникнуть проблемы другого рода: «Народ начнет беднеть. А бедным народом сложнее управлять. Это, что называется, отложенный риск. Но в реальности такой сюжет, при котором Россия способна за полгода, оставшиеся до президентских выборов, довести ситуацию в республике до предреволюционного состояния, невозможен».

Даже с Украиной, с которой у России идет необъявленная война, отношения не похожи на полную экономическую блокаду, подчеркнул политолог.

«Конечно, уровень российской поддержки статус-кво в Беларуси довольно серьезный. Некоторые оценивают ее суммарно в 9-10 ВВП республики. Это существенно, но это не то, из-за чего рушится режим, как карточный домик. Даже если представить, что Россия вдруг обрубит все каналы поддержки и введет против Беларуси режим блокады, то это не означает обязательного падения Лукашенко».

Вместе с тем Артем Шрайбман уверен, что такой радикальный сценарий не осуществится никогда, потому что это не в интересах Москвы.

В свою очередь, заместитель декана факультета мировой экономики и политики ГУ-ВШЭ Андрей Суздальцев полагает, что если Россия прекратит оказывать помощь Беларуси в прежних объемах, то от экономики республики «останется половина».

«Зарплаты упадут в два-три раза, и полстраны уедет (на заработки), – прогнозирует он. – Уже сейчас на заработках за рубежом находится больше миллиона белорусов, уедет еще миллиона два-три. Такие вот перспективы».

По словам политолога, фактически это означает крах режима. Лукашенко использует формулу власти: тот, кто решает проблемы республики, кто добивается финансовой и ресурсной поддержки из Москвы – тот и имеет право на власть. В соответствии с этим принципом он и продержался у руля больше 25 лет», – настаивает Андрей Суздальцев.

Сотрудник Центра Восточноевропейских исследований Камиль Клыщиньски полагает, что Лукашенко придется сложно без успешных переговоров с Москвой и российских субсидий в газовой и нефтяной сфере. По его оценке, это значимый фактор белорусской экономики.

«Если их не будет или их сильно урежут, поскольку переговоры на этот счет пока нельзя назвать успешными, это серьезно осложнит ситуацию в белорусской экономике, но не приведет к ее немедленному коллапсу, – добавил он в комментарии для Русской службы «Голоса Америки». – Белорусы станут жить беднее, но Лукашенко объяснит все тем, что кругом враги, как он это уже делал не раз. Противников запугает, сторонников будет убеждать, что он единственный защитник национального суверенитета, и на этом будет играть».

Как считает Камиль Клыщиньски, Лукашенко имеет все шансы в наступившем году в очередной раз переизбраться, что позволит ему выступать с более сильной позиции на переговорах с Москвой.

XS
SM
MD
LG