Линки доступности

Саммит «Россия-Африка»: триумфальное возвращение Москвы на континент?


Американские эксперты считают, что несмотря на развитие российско-африканских отношений, Москва не является крупным игроком в регионе

В среду, 23 октября, в Сочи начался первый саммит «Россия-Африка», который проходит под председательством президента России Владимира Путина и президента Египта Абдул-Фаттаха ас-Сиси, также являющегося председателем «Африканского Союза», объединяющего 54 страны континента. На двухдневном саммите представлены все африканские страны, в том числе 43 главами государств. В рамках саммита, который посещает более 3000 делегатов, ожидается заключение ряда торговых и инвестиционных соглашений.

Это первый российско-африканский саммит, и Москва выступает за его регулярное проведение. В последние годы Россия стала более активно возрождать былые отношения со странами Африки, которые имел во времена «холодной войны» Советский Союз, активно поддерживая африканские страны политически и экономически.

Накануне саммита российский президент Владимир Путин сказал информационному агентству ТАСС, что Москва готовит и реализует инвестиционные проекты с российским участием в странах Африки на миллиарды долларов. За последние годы товарооборот России со странами Африки увеличился, составив 20 млрд долларов в 2018 году, однако, это почти в два раза меньше, чем оборот торговли африканских стран с Францией и почти в десять раз меньше товарооборота с Китаем.

Однако Россия занимает первое место на африканском континенте по объему продаж оружия, в частности - в Центральноафриканскую Республику (ЦАР), где, по сообщениям различных медиа-источников, работает группа частных российских военных наемников, известная как «группа Вагнера», также воевавшая на востоке Украины и в Сирии.

Президент Египта Абдул-Фаттаха ас-Сиси во время форума призвал российские компании увеличивать свои инвестиции в Африке, сказав, что «для этого сейчас подходящий момент». Помимо продажи оружия и военной техники, Россия уже инвестирует в нефтегазовую и ядерную энергетику на континенте и заинтересована в развитии добычи цветных металлов, в том числе алмазов в ЦАР. Крупнейшая российская нефтяная компания «Роснефть» также заявила, что готовится к разведке нефтяных ресурсов Мозамбика.

Президент ЦАР Фостен-Арканж Туадер поблагодарил российского президента за поставки оружия, которые, по словам президента ЦАР, необходимы стране для борьбы с вооруженными группами, воюющими за контроль над месторождениями драгоценных и цветных металлов в стране. Президент Южной Африки Матамела Сирил Рамафоса отметил важность укрепления российско-африканских отношений, заявив, что его страна «ценит прекрасные отношения, которые были у нас в течение длительного периода».

Каким видят развитие российско-африканских отношений американские эксперты и является ли саммит «Россия-Африка» большим возвращением Москвы на континент?

Директор африканской программы Центра международных и стратегических исследований Джад Девермонт (Judd Devermont, CSIS) отмечает, что Россия стала расширять сотрудничество со странами Африки с 2014 года после введения санкций из-за Украины и Крыма. Сегодня, как считает эксперт, посредством расширения сотрудничества с африканскими странами, Москва стремится представить себя «великой державой» на континенте, однако, она таковой не является и ее влияние в странах Африки ограничено.

«Мы видим рост активности России в странах Африки, особенно в странах к югу от Сахары. России нужны новые рынки, в том числе, чтобы продавать энергию и оружие. С течением времени, российская сторона также начала рассматривать Африку и как место, где они могли бы показать США, что, если Америка не будет принимать большего участия в Африке, то будет Россия, – говорит Джад Девермонт. – Мы видели подписание военных соглашений и большей экономической активности. Видим проведение саммита. Но на мой взгляд, это все скорее театр. Россия хочет, чтобы все, в том числе СМИ, стали говорить о том, что Москва вернулась на континент, но ее влияние в Африке гораздо меньше, чем влияние Китая, Европейского союза или США».

Как считает эксперт, США должны сосредоточиться на предотвращении расширения российского влияния в странах Африки посредством ряда мер: использовать имеющиеся в распоряжении правительства США санкционные меры на страны, покупающие российское оружие, повышать осведомленность о проводимых Россией в африканских странах, как и во многих других местах, информационных и дезинформационных операций, а также начать укреплять связи как с африканскими лидерами, так и обществом.

Что касается самих стран Африки, то эксперт признает, что зачастую сотрудничество с Россией является для них выгодным: «Для африканцев это больше ресурсов, а также наличие рычага влияния, – говорит эксперт. – Если США станут давить на страны Африки слишком сильно, те всегда могут повернуться к России. При этом без каких-либо условий о соблюдении демократии, равноправия в обществе и прав человека».

«Безусловно, для африканских стран имеются основания для большего сотрудничества с Россией, – говорит и старший эксперт аналитической компании Stratfor Юджин Чаусовски (Eugene Chausovsky), отметив, что кроме привлечения дополнительных инвестиций, некоторые правительства стран Африки, схоже с Сирией и Венесуэлой, пользуются российской поддержкой для сохранения своей власти.

«Если посмотреть на Центральноафриканскую Республику, Судан, Мозамбик, в последнее время Нигерию – это государства, в которых есть некоторый уровень несогласия с правящим правительством и рост оппозиции. Даже небольшая помощь со стороны России, будь то оружие, военно-техническое сотрудничество или наличие ограниченного военного персонала, может иметь большое значение для этих режимов или для этих правительств для сохранения своей власти», – говорит эксперт

Отмечает Юджин Чаусовски и то, что развитие отношений со странами Африки является выгодным и для России: «Россия ищет возможности для расширения экономических и военных связей за пределами Запада, и Африка стала одним из ключевых регионов для таких возможностей. Для России здесь имеется прямая коммерческая выгода, в том числе в плане продажи оружия, экспорта сельскохозяйственной и энергетической продукции. Но здесь есть и стратегический компонент – Россия пытается укрепить свой имидж в качестве мирового игрока и получить преимущество над своим конкурентом – США».

Что касается США, то, как отмечает Юджин Чаусовски, Вашингтон обеспокоен растущим влиянием России на континенте, особенно ростом военных связей, но на сегодняшний день это не является приоритетом для Вашингтона.

«Деятельность России в Африке не является первоочередной заботой для США сегодня, хоть Вашингтон и пытался отговорить африканские страны от этого сотрудничества, – говорит эксперт. – Но сейчас США не хотят вкладывать в это большие ресурсы, хотя и рассматривают усиление влияния России в Африке в контексте концепции “конкуренции великих держав” между Россией, США и Китаем».

  • 16x9 Image

    Валерия Егисман (Valeria Jegisman)

    Журналист «Голоса Америки». До этого работала в международных неправительственных организациях в Вашингтоне и Лондоне, в русскоязычной версии эстонской ежедневной газеты “Postimees” и в качестве пресс-секретаря МВД Эстонии. Интересы - международные отношения, политика, экономика

XS
SM
MD
LG