Линки доступности

Что ищет Россия в Африке?


На выставке «Рособоронэкспорта», проходящей в Сочи в рамках форума Россия-Африка. 24 октября 2019 г.
На выставке «Рособоронэкспорта», проходящей в Сочи в рамках форума Россия-Африка. 24 октября 2019 г.

Эксперты – о первом саммите «Россия - Африка», проходящем в Сочи

Президент Египта Абдул-Фаттах ас-Сиси на саммите «Россия – Африка» в Сочи пригласил президента РФ Владимира Путина в Асуан на форум по вопросам мира и устойчивого развития, сообщают СМИ в четверг, 24 октября. Оба лидера выступают сопредседателями сочинского мероприятия, проходившего в течение двух дней.

«Африканский» саммит впервые проводился в России и собрал свыше сорока глав стран и правительств африканского континента, еще несколько государств были представлены на уровне министров и послов.

Всего в форуме участвовали около 10 тысяч человек. О том, во сколько это обошлось российской казне, сведений в открытом доступе нет.

Накануне саммита Владимир Путин назвал его знаковым и объявил о списании африканским странам долгов на сумму свыше 20 миллиардов долларов. Это практически равно прошлогоднему суммарному товарообороту России со странами континента. Для сравнения, у Китая он составляет 205 миллиардов, не говоря уж о качественной составляющей импортно-экспортной доли.

Как отмечается в комментарии газеты Financial Times, президент Путин, организовав представительный форум, стремится позиционировать Россию как давнего и надежного партнера Африки, в отличие от США и бывших колониальных европейских держав. Вопрос – каким содержанием РФ может наполнить свое предложение о сотрудничестве?

Экс-министр экономики России Алексей Нечаев в комментарии для Русской службы «Голоса Америки» подчеркнул, что в пору обострения конфликтов Москвы с США и европейскими странами, а также беспрерывных санкционных войн российское руководство очень активно ищет сторонников на других континентах. Именно в силу этого, по его мнению, Кремль обратил сейчас свой взгляд на Африку.

«Потенциально это достаточно интересный континент в первую очередь для российских компаний с сырьевой ориентацией, – добавил он. – Африка – большой источник разного рода сырьевых ресурсов. Поэтому сам факт проведения такого форума, конечно, успех российской дипломатии. Другое дело, что пока объемы торговых отношений с Африкой, несмотря на их заметный рост, у России мизерные. Особенно в сравнении с Китаем. 20 миллиардов долларов, из которых треть приходится на Египет, это капля в море».

Но потенциал есть, а уж что из этого получится – посмотрим, говорит Алексей Нечаев.

Путин поставил задачу увеличить в ближайшей перспективе товарооборот с африканскими странами вдвое. По мнению некоторых аналитиков, к 2030 году в Африке будет самый быстрый экономический рост в мире.

Что касается списания Россией долгов африканским странам, то тут надо трезво смотреть на вещи, считает экс-министр. По его оценке, это категория заимствований практически невозвратная.

«Более того, это в значительной степени бывшие советские долги, – пояснил он. – Я с этим сам сталкивался, работая в правительстве. Долги были по сути не оформлены. То есть, раздавали, скажем, оружие или кредиты по поддержке так называемых социалистических режимов – Анголы, Мозамбика, Эфиопии, на каком-то этапе – Египта. Но все это проводилось по каким-то экзотическим курсам валют и юридически адекватно не оформлялось».

Поэтому рассчитывать на возврат долгов изначально особенно не приходилось, резюмировал Алексей Нечаев.

Как считает политолог Александр Гольц, «африканский» саммит понадобился Кремлю прежде всего для того, чтобы лишний раз продемонстрировать, что Россия – великая держава, которая имеет свои интересы во всем мире. По его словам, это принципиально важно в условиях, когда Россия фактически находится в изоляции, а ее отношения с большинством европейских стран пребывают в замороженном состоянии.

«Поэтому Кремль стремится показать, что всюду, в том числе и в Африке, Россия – незаменимый игрок и партнер, – пояснил он в комментарии Русской службе «Голоса Америки». – Понятно, что возможности в свете развития сотрудничества со странами «Черного континента» огромные. Но чтобы их реализовывать, нужны гигантские инвестиции. А у России не хватает инвестиций, чтобы вкладывать их в экономику и социальную инфраструктуру собственной страны».

По мнению политолога, одно это заставляет задуматься об истинных причинах расширения российской экспансии на континенте. Другой вопрос в том, что в плане военно-технического сотрудничества бизнес с африканскими странами выглядит вполне привлекательно для профильных госкомпаний РФ, уточнил он: «В регионе, который раздирают постоянные конфликты, крайне востребовано дешевое оружие, и Россия способна его поставлять, зарабатывая на этом деньги. О морали забудьте».

Со слов гендиректора компании «Рособоронэкспорт» Александра Михеева, в российском пакете предложений странам Африки строительство предприятий по производству стрелкового оружия и патронов к нему. Кроме того Россия готова обеспечить клиентов базами капитального ремонта и обслуживания боевой техники всех видов.

Александр Гольц также полагает, что Москва использует военных наемников для продвижения в Африке интересов определенных групп.

«Бойцы группы Вагнера в ряде стран довольно давно находятся на постоянной основе. Уже стало тенденцией направлять квази-военные формирования в Африку для обеспечения то ли российских интересов, то ли интересов деловых людей, близких к Путину». Подозреваю, что эти интересы далеко не всегда совпадают», – заключил политолог.

По сообщениям СМИ, Россия обучает военных почти в 40 африканских странах, в том числе с помощью наемников из «ЧВК Вагнера». Центральноафриканская республика, Ливия, Судан, Конго, Зимбабве, Камерун, Мали, Мозамбик, Нигер, Руанда, Чад, ЮАР – вот далеко не полный перечень государств, где Москва распространяет свое влияние посредством привычного для нее набора средств – поставками вооружений и военных советников. На очереди Буркина-Фасо, Мавритания, Нигерия…

XS
SM
MD
LG