Линки доступности

Наступление турецких войск в Сирии: кому на руку?


На сирийско-турецкой границе в районе сирийского города Рас-аль-Айн. 15 октября 2019 г..
На сирийско-турецкой границе в районе сирийского города Рас-аль-Айн. 15 октября 2019 г..

Эксперты – о вторжении турецких войск на территорию Сирии и изменившемся раскладе сил в регионе

Цель визита американской делегации в Анкару – поиск путей разрешения кризиса в Сирии, а отнюдь не разрыв американо-турецких отношений, заявил госсекретарь США Майк Помпео в среду в интервью Fox Business Network. Как сообщал ранее Белый дом, вице-президент США Майк Пенс и Помпео планируют встретиться с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом в четверг.

В состав делегации также вошли советник по национальной безопасности Роберт О’Брайен и посол Джеймс Джеффри, спецпредставитель Госдепартамента по взаимодействию с Сирией и с международной коалицией по борьбе с террористической группировкой «Исламское государство».

О задачах миссии, направляющейся в Анкару, во вторник высказался президент Дональд Трамп. «Мы просим о прекращении огня. Мы ввели самые жесткие санкции, которые можно себе представить. У нас в запасе много [других санкционных мер], если они не возымеют действия, включая высокие пошлины на сталь», – заявил Трамп.

Тем временем, российский президент Владимир Путин накануне в ходе телефонного разговора пригласил Эрдогана нанести визит в Москву, и турецкий лидер принял приглашение, указывается на сайте Кремля. При этом разговор глав государств шел исключительно о ситуации в Сирии и обострившейся там обстановке в связи с наступлением турецких войск на севере арабской страны, где территорию контролировали курдские формирования.

Помимо прочего Путин выразил озабоченность по поводу того, что террористы, до этого содержавшиеся в лагерях под охраной курдов, теперь могут разбежаться по всему свету. Беспокоит его и возможность столкновения турецких военных с армией Асада

Турция наряду с Россией и Ираном участвует в урегулировании ситуации в Сирии в рамках астанинского формата, но поддерживает совсем иные силы, чем Москва и Тегеран.

Ввиду наступления турецких войск на курдские позиции в Сирии США ввели против Анкары санкции и обещают их ужесточить, если операция продолжится. Эрдоган остается непреклонным и заявляет, что Турция не пойдет на прекращение огня.

Руководитель научных исследований международного Института «Диалог цивилизаций», профессор Алексей Малашенко считает, что выигравших в результате военной операции Турции на севере Сирии нет. Также, на его взгляд, слабо просматриваются перспективы урегулирования в регионе, поскольку каждая из сторон исходит только из своих интересов.

«В этой связи в очень непростом положение оказалась Россия, – добавил он в комментарии для Русской службы «Голоса Америки». – Башар Асад – давнишний ее союзник, главная креатура в регионе. Анкара превратилась в стабильного партнера Москвы, но по другим направлениям. А тут Сирия и Турция входят в клинч. Ситуация крайне сложная, даже если не говорить про курдов, которые представляют собой реальную силу».

По мнению Алексея Малашенко, если военное противостояние затянется, то ситуация запутается еще больше. «Даже при условии, что там есть российские полицейские, которые пытаются не допустить реального столкновения между противоборствующими силами, – уточнил он. – Все там очень шатко, все висит на волоске».

Как представляется профессору, турки получили гораздо больше проблем, чем дивидендов: «Пока их удар оборачивается против них самих. Если бы им удалось победить за три-четыре дня, это было бы одно. А сейчас на носу полноценная война с курдами, которые, не исключено, могут перейти к терактам».

Видимо, Россия будет пытаться играть роль посредника, предположил Алексей Малашенко. Об успехах Москвы на этом поприще говорить явно преждевременно, резюмировал он.

Главный научный сотрудник Института Европы, востоковед Александр Шумилин уверен, что вывод американских войск из Сирии играет на руку Москве, и не видит ничего удивительного в резко изменившейся расстановке сил в регионе. Как ему представляется, такая конфигурация легко предугадывалась.

«Создается впечатление, что никакие увещевания США и Запада на Эрдогана не действуют, – сказал он в комментарии «Голосу Америки». – Он также делает вид, что его не волнует временный альянс курдов с Асадом при посредничестве России. К тому же Кремль его ни в чем особенно и не обвиняет, лишь высказывает пожелание не усугублять ситуацию, не заходить слишком далеко».

Однако понятно, что такое мощное давление на турецкого президента серьезно ограничивает его в действиях, заметил востоковед: «Эрдоган вряд ли пойдет дальше попытки захвата тех зон, которые обозначены Анкарой как критически важные (пограничный коридор глубиной в 30 км – В.В.). Ясно, что он постарается избежать прямых столкновенийс сирийской правительственной армией. Не в его интересах также всерьез ссориться с США».

Александр Шумилин думает, что Эрдогану придется лавировать и неизвестно, насколько ему это удастся. А Путин в это время будет решать вопрос о максимально возможной реинтеграции территории северной и северо-восточной Сирии под контролем Асада, заключил он.

XS
SM
MD
LG