Линки доступности

Кириенко, экологи и американо-российское сотрудничество


Сергей Кириенко. Архивное фото.
Сергей Кириенко. Архивное фото.

Глава Росатома говорит об успехах, а сопредседатель «Экозащиты» – о «приватизации ядерного щита»

Сумма контрактов Росатома с энергокомпаниями США составила 11,5 миллиардов долларов. Об этом в пятницу 27 декабря в интервью ИТАР-ТАСС заявил генеральный директор госкорпорации Сергей Кириенко.

Все сделки были заключены в рамках межправительственного российско-американского соглашения об использовании урана, извлеченного из ядерного оружия. Проект, получивший название ВОУ-НОУ, также известен под лозунгом «Мегатонны в мегаватты». Он предусматривает поставку в США низкообогащенного урана (НОУ), произведенного предприятиями Росатома из высокообогащенного оружейного урана (ВОУ), для использования в качестве топлива американских атомных электростанций.

Соглашение было заключено в 1993 году. В соответствии с контрактом ВОУ-НОУ США обещали до 2013 года закупить у России в общей сложности 500 тонн урана.

«Проект ВОУ-НОУ закончился в декабре. И на сегодняшний день у нас объем заключенных контрактов с американскими энергокомпаниями 11,5 миллиардов долларов. Из них 5,5 миллиардов долларов – напрямую с энергокомпаниями-владельцами атомных станций и еще 6 миллиардов долларов – с крупной компанией ЮСЕК /USEC/», – пояснил Кириенко.

«Росатом сохранил свое присутствие на американском рынке, – отметил глава корпорации. Самое главное, мы завоевали доверие энергокомпаний и расширяем объемы поставки, в том числе отрабатываем сегодня возможность переходить дальше по технологической цепочке – поставлять не только обогащенный уран, но и переходить к поставкам тепловыделяющих сборок».

По словам Кириенко, технологически проблема изготовления топлива для реакторов западного дизайна решена, что открывает для России новые горизонты на рынках США.

«Сейчас мы активно работаем с американскими энергокомпаниями для того, чтобы в дополнение к поставкам низкообогащенного урана обеспечивать поставки тепловыделяющих сборок в комплексе. Это – следующий шаг в нашем сотрудничестве», – констатировал он.

Почему США столь активно сотрудничают с Россией в этой сфере? Ответ руководителя программы по ядерной и радиационной безопасности Международного социально-экологического союза Алексей Яблоков был краток: «Обогащенный уран, который составляет основу торговых сделок Росатома с США, в России дешевле – из-за более совершенной технологии обогащения и низкой оплаты труда».

Экономист о плюсах

Руководитель Центра отраслевых исследований Института США и Канады РАН Алексей Рей объяснил, почему проект выгоден американским корпорациям.

«В первую очередь, – отметил Рей в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки», – потому что в США исторически структура промышленности, занимавшейся обогащением урана, не соответствовала требованиям ведущих мировых технологий. Как известно, и лазерный метод, и центрифужный начал активно использоваться в США только в 2000-е годы. До этого США применяли менее эффективные технологии. Поэтому для США выгодно использовать задел, сложившийся в других передовых странах».

По словам Рея, сотрудничество выгодно и для России, которая таким образом «поставляет материал и увеличивает свой объем экспорта».

В каких еще областях двустороннего сотрудничества можно ожидать быстрого развития?

Эксперт упомянул в этой связи о рынках «таких товаров, как цветные металлы, ферросплавы, удобрения и, соответственно, химические добавки». «Российские компании, – констатировал он, – в результате поставок получают деньги, американские компании – источник, который позволяет им экономить на издержках. Так что это взаимовыгодные области. Другое дело, что их не так много».

Экологи о минусах

Иной взгляд – у российских экологов.

«Вначале программа ВОУ-НОУ была частью сделки по разоружению, – напомнил сопредседатель группы «Экозащита!» Владимир Сливяк. – Но и после ее окончания сотрудничество в рамках поставок ядерного топлива продолжается. Помимо всего прочего, для США оно выгодно тем, что все риски при производстве этого топлива берет на себя Россия. Любые радиоактивные отходы, возникающие в процессе производства, остаются у нас».

Процесс обогащения урана требует большого количества электроэнергии и приводит к образованию гигантских объемов радиоактивных отходов, подчеркнул Сливяк.

«Более того, – отметил он, – Росатом неоднократно заявлял, что в будущем намеревается возвращать из других стран отработавшее ядерное топливо, страной происхождения которого является Россия. Если это произойдет в случае с американской сделкой, то в Россию доставят огромное количество ядерных отходов. Вопрос захоронения отходов – наиболее крупная нерешенная проблема атомной промышленности во всем мире. На Западе эта проблема стала одной из главных причин стагнации в отрасли».

Разоружение необходимо, но не такой ценой, считает руководитель энергетической программы «Гринпис России» Владимир Чупров.

«Вместо 500 тонн оружейного урана человечество получило тысячи тонн ядерных отходов, так как уран, пропущенный через реактор – это так называемое облученное или отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) – головная боль на века любого правительства, которое связалось с «мирным атомом», – отметил Чупров.

Правда, эксперт отметил и другое: контракт позволил российской атомной энергетике удержаться на плаву.

«Фактически это средства, которые шли на поддержание старых и строительство новых реакторов в России, – констатирует Чупров. – Но ведь если атомная энергетика такая дешевая и эффективная как говорит Кириенко, то зачем она забрала у страны то, что принадлежит всем?»

По словам эколога, Росатом фактически приватизировал «ядерный щит СССР».

«За несколько лет до того, как халявные деньги от ВОУ-НОУ должны были прекратиться, Росатом выбил из правительства многомиллиардные безвозвратные субсидии на строительство АЭС (до 100 миллиардов рублей в год как минимум до 2015 года). Поэтому после того, как кончится ВОУ-НОУ «дешевая» атомная энергетика останется при своих халявных деньгах, только вынутых из другого государственного кармана», – считает эксперт.

По его мнению, между Россией и США заключен «очень хитрый договор» о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии.

«По нему страны могут перемещать ядерные материалы из России в США и из США в Россию напрямую или через третью страну. Это – зеленый свет для передачи американского ОЯТ (отработанного ядерного топлива – В.А.) в Россию для временного, а де-факто – вечного хранения, как это происходит в случае с Болгарией и Украиной. Поэтому у нас до сих пор сохраняется риск того, что Росатом начнет ввоз отработавшего ядерного топлива из США в Россию на хранение как это и планировалось в 2000 году, когда были внесены соответствующие поправки в российское законодательство», – подытожил Владимир Чупров.
XS
SM
MD
LG