Линки доступности

Западные державы не оценили новые предложения Ирана на переговорах


Представители прессы ждут результатов переговоров у дворца Кобургов в Вене. Австрия (архивное фото)
Представители прессы ждут результатов переговоров у дворца Кобургов в Вене. Австрия (архивное фото)

Ключевые разногласия сохраняются по эмбарго ООН на поставку оружия, темпов снятия санкций и допуска на военные объекты

Иран предложил «конструктивные решения» для урегулирования разногласий на ядерных переговорах с шестью мировыми державами, сообщает иранское информагентство ISNA. Западные страны же утверждают, что не слышали от Тегерана ничего нового.

Иран с шестерка стран-посредников вступили в финальную стадию переговоров по комплексному соглашению, призванному положить конец противостоянию вокруг ядерной программы Тегерана, которое продолжается уже более 12 лет. Соглашение должно обеспечить снятие санкций с Ирана в обмен на ограничение его ядерной программы по крайней мере на десять лет.

«Иран представил конструктивные решения для преодоления оставшихся разногласий. Мы не будем проявлять гибкость в отношении наших красных линий», – цитирует ISNA заявление иранского дипломата, пожелавшего сохранить анонимность.

Однако представители западных стран заявляют, что пока не получили от Ирана никаких новых предложений, которые позволили бы сторонам выйти из тупика. Ключевые разногласия касаются таких вопросов, как эмбарго ООН на поставку оружия, ракетные санкции ООН, темпы снятия санкций и проведение исследований, связанных с использованием современных ядерных центрифуг.

«Я не видел никаких новых предложений со стороны Ирана», – заявил в интервью Reuters анонимный западный дипломат. Аналогичное заявление сделал и другой представитель западных стран.

Запад обвиняет Иран в попытках создать атомное оружие, Иран же настаивает, что его ядерная программа носит исключительно мирный характер.

Заключение соглашения может изменить баланс сил на Ближнем Востоке, став крупнейшей за десятки лет вехой в отношениях между Ираном и США, которые остаются крайне напряженными с тех пор, как иранские революционеры захватили посольство США в Тегеране в 1979 году.

Это стало бы большим политическим достижением и для президента США Барака Обамы, и для прагматичного иранского лидера Хасана Роухани, которые сталкиваются с критикой сторонников жесткой линии в своих странах.

Иран, США, Великобритания, Франция, Германия, Россия и Китай договорились продлить переговоры, по крайней мере, до пятницы, однако во вторник представитель одной из стран заявил, что необходимо завершить процесс в течение 48 часов.

Выступая вечером во вторник перед журналистами, высокопоставленный представитель властей США предположил, что стороны приблизились к моменту истины.

«Полагаю, в ближайшие сроки мы либо заключим это соглашение, либо поймем, что это невозможно», – отметил американский представитель.

Иран и страны-посредники разработали примерный проект соглашения с пятью техническими приложениями, объем которого, по словам дипломатов, составляет порядка 80 страниц. Однако на этих страницах есть много текста в скобках, которыми обозначены спорные моменты. Особенную сложность представляют собой разногласия по поводу санкций Совета Безопасности ООН, отмечают переговорщики.

«Убрать оставшиеся скобки будет, похоже, очень и очень непросто», – сказал журналистам один западный дипломат.

Жаркий спор

Россия и Китай, никогда не скрывавшие своего негативного отношения к санкциям, заявляли, что поддержат снятие эмбарго на поставку оружия и ракетных санкций ООН, которые были введены в 2006 году.

Однако ближе к концу переговоров Москва и Пекин согласились не вступать в противоречия с американцами и европейцами, которые хотят сохранить эмбарго и санкции с учетом нестабильной ситуации на Ближнем Востоке.

«В текущем контексте было бы совершенно неуместным политическим посылом, если бы мы разрешили ядерную проблему, но при этом дали им деньги и возможности импортировать и экспортировать оружие», – заявил высокопоставленный западный чиновник.

По словам западных стран, Россия особенно чувствительна к вопросу о санкциях, поскольку против нее самой были введены американские и европейские санкции из-за обвинений в том, что она снабжает оружием пророссийских сепаратистов в Восточной Украине. Москва настойчиво отрицает эти обвинения.

Госсекретарь США Джон Керри и министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф остались в Вене, пытаясь преодолеть разногласия, в то время как большинство министров иностранных дел вернулись в свои столицы. Глава европейской дипломатии Федерика Могерини, координирующая переговоры, также осталась в Вене, чтобы помочь в поисках компромисса.

По словам дипломатов, в понедельник вечером Керри и Зариф на повышенных тонах спорили о санкциях ООН. Тегеран настаивает, что обычные вооружения и ракеты не имеют ничего общего с ядерным вопросом и, следовательно, запреты должны быть сняты.

«Дверьми никто не хлопал, но спор был весьма жаркий», – отметил один из западных дипломатов. Министр иностранных дел Великобритании Филип Хэммонд и министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус должны вернуться в Вену в среду вечером.

Представители США и Европы дали понять, что готовы выйти из переговоров, если соглашение не будет достигнуто в ближайшее время, тогда как иранцы заявляют, что охотно продолжат переговоры.

Высший руководитель Ирана аятолла Али Хаменеи, обладающий полномочиями заблокировать сделку, в прошлом месяце исключил возможность долгосрочной заморозки важной для страны деятельности в ядерной сфере и допуска инспекторов на военные объекты. По словам западных переговорщиков, «красные линии» Хаменеи еще больше осложнили задачу для иранской делегации.

«Зариф и Хаменеи, по сути, выступают как тандем хорошего и плохого полицейского», – отметил один западный чиновник. -Зариф находится под большим давлением».

Очередное продление переговоров оставляет возможность, что соглашение не будет достигнуто в срок, позволяющий ускоренное рассмотрение документа в Конгрессе США, который контролируют республиканцы.

Если соглашение поступит на рассмотрение Конгресса в период с 10 июля по 7 сентября, у Конгресса будет до 60 дней на его обсуждение. Представители администрации США опасаются, что за это время сделка может рассыпаться.

XS
SM
MD
LG