Линки доступности

«Путинофилия» по-сербски


Сергей Лавров и Александр Вучич (архивеое фото)
Сергей Лавров и Александр Вучич (архивеое фото)

Белград ретранслируют пропаганду и дезинформацию Кремля настолько, насколько это пока политически выгодно президенту Сербии, считают эксперты


«Доступ в воздушное пространство - не предоставлен», - с такой формулировкой три европейские страны отказали самолету министра иностранных дел России Лаврова в полете над ними по направлению в столицу Сербии - Белград. Возмущение Сергея Лаврова было растиражировано сербской версией кремлевского агентства «Спутник» (Sputnik Србuja). Большинство сербских изданий пересказали эту новость, цитируя своего президента Александра Вучича, который «разъяснил» своим гражданам, что Сербия «будет защищать свою независимость и самостоятельность в принятии политических решений, продолжит европейский путь развития при сохранении традиционных дружеских и партнерских отношений со странами на всех континентах, а также, продолжит соблюдать военный нейтралитет».

Еще совсем недавно, неискушенный читатель и зритель, оказавшийся в Сербии, посчитал бы, что в этой стране существует своего рода «культ Путина», который чуть-ли не превосходит самого Александра Вучича по популярности.

В первый день путинской агрессии против Украины, по данным telegraf.rs, сербские официальные СМИ сыпали агрессивными клише, типа: «Российская армия дойдет до Киева за день!», «Молниеносная атака Путина!», «Украина падет за один день!».

«Общественное мнение Сербии более восприимчиво к дезинформации из-за влияния пророссийской пропаганды, пытающейся оправдать агрессию против Украины утверждениями о геноциде [русских], [заявлениями] о том, что президент Зеленский - “фашист”. Я не могу понять, как кто-то может в это верить», - заявил в марте этого года Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель в интервью сербскому круглосуточному новостному кабельному телеканалу N1.

Примечательно, что кроме вышеупомянутого «Спутника», в этой стране не работает никакое другое российское государственное СМИ.

Они уже «пророссийские»

Натали Фогель, старший научный сотрудник Центра «Европейские ценности» (Nathalie Vogel, Senior Fellow European Values Center for Security Policy), изучавшая медийный ландшафт Сербии, объяснила причины этого явления:

«Методы, используемые Кремлем в Сербии, отличаются от методов, используемых им в других странах ЕС, даже, если риторика повторяется. Во-первых, спецслужбы РФ чувствуют себя в Белграде, как «дома». Российской пропаганде не нужно искать скрытых каналов влияния, поскольку они сложились исторически. Во-вторых, Сербская Православная Церковь, отстаивающая реакционные и ревизионистские идеи, очень похожие на идеи Кремля, не скрывает своих связей с Московским Патриархатом. В-третьих, если в информационном пространстве стран Евросоюза российская дезинформация обычно подаётся в виде интервью с маргинальными общественными деятелями или малоизвестными сторонниками экстремистских взглядов, то в Сербии эти идеи широко распространены в обществе и, транслируются видными политиками в национальных сербских СМИ».

В качестве примера можно привести известное заявление министра внутренних дел Сербии Александра Вулина о том, что «никого не волновал тот факт, что немцы объединились, пересмотрев результаты Второй мировой войны, но всех почему-то беспокоит, что сербы так же хотят жить в едином государстве».

«Сравнивая новости о России в сербских медиа и на российской платформе «Спутник» (Sputnik), я пришел к выводу, что сербские СМИ публикуют более “кричащие”, предвзятые и эмоционально-перегретые новости о России, чем Sputnik», - написал в своем исследовании пророссийской риторики в сербских медиа журналист Вук Велебит (Vuk Velebit).

Одинаково «обиженные»

«Исторические культурные связи России и Сербии - это аргумент, постоянно культивируемый Кремлем. В этом году этот “союз” стал основываться ещё и на “общем знаменателе”: самопожертвовании. Обе страны преследуют ревизионистские планы. Обе страны считают себя обиженными Западом», - так пояснила общий «пропагандистский нарратив» Натали Фогель.

«Путинофилия» культивировалась последние лет двенадцать, после того, как государственная компания «Нефтяная индустрия Сербии» была продана российской «Газпром-Нефти» по цене ниже рыночной «за обещания», что Россия, используя своё членство в Совете Безопасности ООН, не позволит Косово стать независимым. В результате, Сербия воздерживается от введения существенных санкций против России, поскольку сильно зависит от российских энергоресурсов.

«Зеркальное» подражание

Тем времнем, сербские медиа используют пророссийскую пропаганду для дезинформации не только собственных граждан, но и жителей Черногории, Боснии и Герцеговины. Это - «информационная война» против соседних стран с элементами распространения российского влияния в регионе.

Натали Фогель, описала, каким образом «пророссийская» пропаганда используется в качестве «механизма влияния» на сербское население соседних стран:

«В публичных дебатах, “зеркально” звучит общая идея “сербского мира”, в котором сербские меньшинства на Балканах, предположительно “находящиеся под угрозой”, могут рассчитывать на защиту Сербии. Это напоминает известный кремлевский нарратив о “русском мире” и русскоязычных меньшинствах в бывшем Советском Союзе. Символическим воплощением этой политики является, недавно учрежденный - “День сербского единства, свободы и государственного флага”, разжигающий националистические панславянские настроения».

«Все не так однозначно»?

Вучич, и в этот раз, и ранее, достаточно часто в своей риторике подчеркивал «нейтралитет» Сербии. Жестокое нападение Путина на Украину, реакция Запада и НАТО на это, усложнили позицию Сербии, которой теперь придется решать, на чьей она стороне. Изначальный воинственный «энтузиазм» таблоидов уменьшился. «Празднование» российской агрессии против Украины прекратилось.

Руслан Трад, научный сотрудник по исследованиям в области безопасности Лаборатории цифровых криминалистических исследований Атлантического Совета (Ruslan Trad, Resident Fellow for Security Research at DFRLab, Atlantic Council) описывает «нейтралитет» главы Сербии следующим образом:

«Ситуация в Украине для Вучича - непростая тема. Если он поддержит ДНР/ЛНР, этот “вопрос постучит в его собственную дверь” - в Косово. Кроме того, Вучич не хочет разрывать связи с западными партнерами. В то же время, сербское правительство не может бездействовать, когда речь идет о крупных событиях, связанных с Россией. Белграду нужна поддержка России из-за его интересов в Республике Сербской [образование в составе Боснии и Герцеговины], Боснии и Герцеговине. Сербия поддерживает тесные связи с Россией в своих интересах, но покупает оружие, как у европейских государств, так и у Китая».

“Перемен, мы пока не ждем перемен”

К сожалению, молодое поколение Сербии не симпатизирует Евросоюзу, разделяя консервативные взгляды старших. Опросы (The Globsec Vulnerability Index - Serbia, 2021) показали, что менее пятой части сербских респондентов рассматривают Евросоюз в качестве стратегического партнера, а также то, что сербы рассматривают европейскую интеграцию скорее как «необходимость», чем как «цель».

«В Сербии действует большое количество влиятельных популистских и националистических формирований, оказывающих влияние на молодежь и, тем самым, продвигающих позиции Кремля. «Ночные волки» и «Сербская часть» тесно связаны с пророссийскими кругами и сербскими государственными учреждениями. Историческое недоверие к США и НАТО, после “югославских войн” и бомбардировок Белграда, широко используется в сербском обществе, как инструмент пропаганды. Тезисы, использованные во время “югославских войн”, применяются сегодня: “виноват Запад”, “виноваты украинцы”, “они спровоцировали Россию”, и прочее», - пояснил Руслан Трад.

В Сербии пока не появилось какой-либо альтернативы антизападной риторике. Среди независимых СМИ существуют лишь единицы тех, кто может высказать мнение в противовес националистическому большинству.

Руслан Трад из «Атлантического Совета» (Resident Fellow for Security Research at DFRLab, Atlantic Council) добавил в заключении:

«Россия считается главным союзником Сербии, но Вучич, прежде всего - популист.

Он, через свои связи, родственников и друзей контролирует большую часть основных СМИ в стране, таких как Pink Group. Эти медиа напрямую используют информацию с российских сайтов вроде RT, но [сила] их влияния на общество [уже] “под вопросом”. Многие, даже в самой Сербии, считают эти СМИ “желтой прессой”. Часть общества, на которую они оказывают влияние, на сегодняшний день уменьшилась по внутриполитическим причинам. Неспособность этих медиа привлечь внимание к проблемам людей, которые выходят на масштабные акции протеста в Белграде в последние несколько лет, привела к недоверию самому [Александру] Вучичу, и к его СМИ»

В результате, пока сложно оценить, чего больше принес президенту Сербии Вучичу инцидент с отказом соседними странами в предоставлении воздушного пространства самолету главы МИД РФ - огорчения, или возможности переосмыслить свое положение.

XS
SM
MD
LG