Линки доступности

Путин едет в Турцию: насколько возможно сближение позиций?


Сирийский кризис остается камнем преткновения между Москвой и Анкарой

СТАМБУЛ – Решение Владимира Путина принять участие во Всемирном энергетическом конгрессе в Стамбуле является одним из усилий по восстановлению отношений между Россией и Турцией после инцидента со сбитым российским бомбардировщиком, базировавшемся на сирийской авиабазе, в ноябре прошлого года.

Заместитель председателя турецкого Азиатского центра стратегических исследований со штаб-квартирой в Анкаре Мурат Бильхан отмечает, что визит Путина – важный шаг для улучшения отношений:

«Это ответный визит после того, как Эрдоган приехал в Санкт-Петербург. В то время как определенная нормализация уже привела к тому, что отношения снова восстановлены, после встречи Путина и Эрдогана можно ожидать дальнейшие положительные сдвиги в турецких-российских отношениях».

Эти позитивные изменения, в частности будут касаться энергетического сотрудничества, прогнозируют эксперты. Турция, будучи мостом между Россией и Европой, уже давно рассматривается Москвой как альтернативный маршрут газопровода, который бы обслуживал европейские рынки без украинского транзита.

Проект так называемого «Турецкого потока» был заморожен после резкого ухудшения в отношениях между Анкарой и Москвой.

Приглашенный научный сотрудник в Европейском отделении Фонда Карнеги в Европе Синан Ульген отмечает, что визит Путина в Стамбул, вероятно, приведет к дальнейшим конкретным шагам по сближению сторон, однако некоторые главные узлы напряжения останутся.

«Ожидается, что по «Турецкому потоку» будет подписано межправительственное соглашение, – говорит эксперт. – Поэтому будут заявления о дальнейшем сотрудничестве в области энергетики. Однако в то же время состоится обсуждение вопросов, по которым позиции Анкары и Москвы не сходятся, в частности, по Сирии».

Наблюдатели отмечают, что решение Эрдогана отойти от требований Турции о незамедлительном уходе президента Сирии Бараша Асада в отставку стало важным жестом, сделанным для Путина. Также поступает информация о том, что Анкара рассматривает возможность снижения своей поддержки сирийским повстанцам. Однако теперь, когда турецкий лидер стремится заручится поддержкой Саудовской Аравии, его администрация ужесточила свою политику по отношению к сирийскому режиму.

Бывший высокопоставленный турецкий дипломат Айдын Селчен, работавший в нескольких странах региона, отмечает, что Анкара все чаще стремится выстраивать противоречивые векторы политики.

«В случае с Турцией мы наблюдаем настоящее жонглирование – все шарики в воздухе одновременно быть не могут, как и невозможно тайно поддерживать джихадистские элементы и пользоваться расположением Москвы», – поясняет он.

Еще один источник напряженности в отношениях Анкары с Москвой – продвижение турецких сил, борющихся с «Исламским государством» в Сирии и расширение контроля над сирийскими территориями – несмотря на российские предупреждения об ограничении операций. Другой региональный союзник Москвы – Багдад резко недоволен отказом Анкары вывести свои войска из Ирака.

Анкара, скорее всего, сделает ставку на прибыльные энергетические и коммерческие сделки с Москвой и постарается урегулировать региональные разногласия с Россией, или, по меньшей мере, рассортирует их в группы. Однако наблюдатели предупреждают, что в условиях, пока Москва и Анкара находятся на противоположных сторонах сирийского конфликта, поддерживать усилия по сближению со временем будет только сложнее.

XS
SM
MD
LG