Линки доступности

Эксперты в США: Путину выписан карт-бланш на полновластие


Президент России Владимир Путин выступает на заседании Госдумы РФ 10 марта 2020 г. Фото агентства Рейтер.
Президент России Владимир Путин выступает на заседании Госдумы РФ 10 марта 2020 г. Фото агентства Рейтер.

По мнению американских политологов, на обнуление своих предыдущих сроков Путин решился после рассмотрения других вариантов

Эксперты по российской политике в Соединенных Штатах, комментируя решение властей России «обнулить» предыдущие президентские сроки Владимира Путина и дать ему возможность переизбираться еще на 12 лет, с иронией напоминали, что с самого начала видели целью поправок в Конституцию России продление полномочий нынешнего хозяина Кремля. Однако о политическом будущем России после обретения Путиным карт-бланша аналитики говорили совсем без иронии.

Анджела Стент: Путин не против того, чтобы выглядеть диктатором

Директор Центра российских и евразийских исследований Джорджтаунского университета Анджела Стент (Angela Stent) в интервью Русской службе «Голоса Америки» вспоминает рассуждения своих коллег о цивилизованности Владимира Путина: «Если раньше многие говорили, что Путин не хочет выглядеть неким азиатским диктатором или кем-то вроде Роберта Мугабе, то теперь мы понимаем, что он не против того, чтобы так восприниматься».

«Можно, конечно, задаться вопросом: сейчас на дворе только 2020-й, почему это произошло сейчас? Но уже было столько разговоров о том, кто может стать его преемником, что он решил погасить эту дискуссию. Я думаю, что он захотел оставить за собой право решать, идти ему еще раз на президентский срок или нет, иметь карт-бланш, и при этом заставить всех остальных гадать, захочет ли он это сделать», - предполагает Анджела Стент.

Профессор Джорджтаунского университета напоминает, что были и другие варианты того, как Путин останется у власти: «Белорусский сценарий явно не сработал, варианты с госсоветом и премьер-министром тоже почему-то могли не подойти, и он уже сейчас говорит россиянам «смотрите, будет это сделано вот так» - и хочет понаблюдать за реакцией, потому что время еще есть. Он также хочет понаблюдать, «кто первым моргнет», кто может заявить о себе как о его конкуренте. Это такой пробный шар».

Анджела Стент допускает, что решение об «обнулении» президентских сроков Путина может вызвать волну протеста в России: «Посмотрим, как себя проявит российская оппозиция и общество в целом: пожилые люди, которые сейчас осознают, что Путин будет править до конца их жизни, молодые, которые, судя по опросам «Левада-Центра», не намерены с этим мириться и хотели бы уехать. Образованные и амбициозные люди тоже будут убегать или протестовать. Посмотрим, как Алексей Навальный и другие лидеры российской оппозиции смогут это использовать. Но мы помним, как жестко протесты подавлялись в прошлом году».

Однако, как считает политолог, в мире легитимность Владимира Путина как президента России вряд ли будет оспорена: «Многие страны, не относящиеся к развитым демократиям, отнесутся к этому спокойно – в особенности Китай, где Си Цзиньпин тоже видит себя пожизненным лидером. Я думаю, даже Индия не будет критиковать Кремль. Страны Запада, скорее всего, раскритикуют эти решения в Москве, но я сомневаюсь, чтобы кто-то стал всерьез подвергать сомнениям легитимность Путина и на основании таких сомнений действовать».

Грегори Файфер: путинизм неустойчив, но Путина это не волнует

Исполнительный директор Института современных международных отношений в Вашингтоне Грегори Файфер (Gregory Feifer), комментируя появившуюся у российского лидера возможность остаться президентом до 2036 года, говорит, что «в данном случае Путин устроил демонстрацию своей полной власти».

«Сначала он затеял внесение поправок в конституцию, чтобы сохранить свою власть, а потом решил, что может просто ее удерживать и без каких-то хитрых поправок. Он создает видимость легитимности, чтобы его мандат был законным, и заворачивает это в обертку с надписью «забота о стране», и произносит много слов о том, что в будущем сменяемость власти станет важной, но мы понимаем, что это – все то же шоу», - считает Грегори Файфер.

На самом же деле ничего хорошего, по мнению эксперта, в происходящем для России нет: «Путин продолжает укрепление своей авторитарной клептократии, помогая обогащаться себе и своим дружкам за счет россиян, чей уровень жизни не растет как-либо заметно уже лет десять. Это – коррумпированная авторитарная система, которая в долгосрочном плане очень нестабильна и опасна – то есть, прямо противоположна тому, что хотели бы граждане от системы власти, и тому, что утверждает сам Путин».

«Это будет напоминать стагнацию в СССР при Брежневе, - предрекает Грегори Файфер, - однако с полновластием лично Путина. Мы это, конечно, ожидали, но надо сказать, что тот лобовой метод, которым все это было осуществлено, сильно шокирует. Я видел реакцию людей, которые говорили, что это было сделано с зашкаливающим бюрократическим цинизмом. Путинизм неустойчив, он не инвестирует в экономику, не диверсифицирует ее, при нем происходит утечка мозгов, но это все для самого Путина не имеет значения: для него, видимо, значение имеет только власть».

Грэм Робертсон: новая возможность для оппозиции и момент испытания для президента

Профессор политологии Университета Северной Каролины США Грэм Робертсон (Graeme Robertson) уверен, что, хотя выступление президента Путина не говорит о принятии им окончательного решения по поводу нового переизбрания на пост президента, именно этот сценарий, скорее всего, был выбран.

«Большинство комментаторов, в том числе и я, считали, что когда конституционные поправки были представлены, их целью было создание неясности, чтобы подождать и посмотреть, какие из вариантов могут сработать лучше. Теперь, кажется, ясно, какой сценарий для них оказался наилучшим», – говорит профессор Робертсон, отметив, что вариант сохранения власти через возможное будущее премьерство «никогда не привлекал Путина», а создание Государственного Совета как нового института власти создавало слишком много неясности.

Тот факт, что конституционная поправка «об обнулении президентских сроков» была представлена Валентиной Терешковой – «женщиной-героем» – сразу после Международного женского дня, также указывает на то, что все произошедшее было «тщательно срежиссировано». Однако, если в институтах власти и на законодательном уровне процесс передачи власти можно контролировать, то реакцией россиян на происходящие изменения управлять сложнее, отмечает Грэм Робертсон.

«Это возможность для оппозиции и момент испытания для президента», – говорит Грэм Робертсон, хотя отмечает, что на данный момент реакцию россиян предсказать сложно, и вероятность больших протестов остается невысокой. В то же самое время, с переизбранием Путина на новый президентский срок «политическое пространство сузится еще больше, чем сейчас», говорит аналитик, и это, по его словам, ограничивает оппозицию во времени.

Что касается политики Запада по отношению к России, то ни США, ни Европейский Союз не проявляют достаточного внимания, считает профессор, к внутриполитическим процессам в России, в том числе соблюдению демократических свобод и прав человека, фокусируясь на внешнеполитической роли Москвы.

«Я думаю, маловероятно, что при Трампе мы услышим официальную критику. Возможно, какая-то критическая нота будет в ЕС. Но, вероятно, немного в Германии или Франции на сегодняшний день. Кажется, что их интерес к тому, чтобы использовать рычаги влияния на российскую внутреннюю политику, довольно ограничен», – заключает Грэм Робертсон.

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

  • 16x9 Image

    Валерия Егисман (Valeria Jegisman)

    Журналист «Голоса Америки». До этого работала в международных неправительственных организациях в Вашингтоне и Лондоне, в русскоязычной версии эстонской ежедневной газеты “Postimees” и в качестве пресс-секретаря МВД Эстонии. Интересы - международные отношения, политика, экономика

XS
SM
MD
LG