Линки доступности

За рулем с Владимиром Путиным


Председатель правительства России Владимир Путин дал интервью газете «Коммерсантъ». Это был необычный для государственного лидера способ общения со СМИ: беседа произошла во время поездки премьера по трассе Хабаровск-Чита, причем Владимир Путин сам управлял автомобилем, попутно отвечая на вопросы журналиста «кремлевского пула» Андрея Колесникова.

Американские и европейские эксперты отмечают, что хотя в интервью нет особых сюрпризов, его следует считать достаточно важным для понимания как мироощущения Владимира Путина, так и его взглядов на будущее России.

Дэниел Трисман (Daniel Treisman), профессор политологии Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе (University of California, Los Angeles), отмечает: «Это классическое путинское интервью. Оно выдержано в стиле, который Путин вырабатывал на протяжении последних лет. Он явно наслаждается беседой с Андреем Колесниковым, чья невозмутимая ирония служит прекрасным фоном для путинских мыслей. Это своеобразный спорт, способ как бы щелкнуть по носу читателей "Коммерсанта". Если абстрагироваться от политики, я думаю, что Путин просто получал удовольствие».

Николай Петро (Nicolai Petro), профессор политологии Университета Род-Айленда (University of Rhode Island) думает, что Владимиру Путину, просто «потребовалась отдушина»: «Наверное, у него есть какие-то личные отношения с Колесниковым. Они ведь на протяжении всего интервью разговаривают полушутя».

Сам Путин в начале интервью сказал Колесникову: «Я сейчас вообще отдыхаю. Я отдыхаю – первый раз за десять лет, может быть».

«Брежнев тоже катался по Бонну в новом "Мерседесе"»…

…который ему подарил Вилли Брандт – напомнил нам Александр Рар, директор Центра «Россия-Евразия» Совета по внешней политике Германии. Его не удивляет ни то, что Путин стал участником такого «автопробега», ни то, что российский премьер избрал такой необычный способ общения с прессой.

«Мне кажется, что Путин занимается своей избирательной кампанией и просто не знает – что ему еще придумать, чтобы понравиться простому люду. Он и скачет на лошади, он и ныряет, и за китами охотится … Единственное, что ему осталось сделать – это полететь в космос. Это совершенно нормально», – считает Александр Рар.

Напомним, что выборы президента России должны состоятся в 2012 году, и Владимир Путин (дважды занимавший высший пост в стране) ранее давал понять, что он не исключает для себя возможности вновь вступить в борьбу за Кремль.

Однако Николай Петро не уверен, что это интервью является элементом предвыборной кампании: «Слишком рано гадать. Хотя очевидно, что на данном этапе Медведев и Путин являются главными претендентами. И, как я думаю, и тот, и другой были бы с одобрением восприняты российским обществом. Большинство россиян ориентированы на программу стабильности, которую предлагают и Медведев, и Путин».

«Поэт и царь»

В ходе интервью «Коммерсанту» Владимир Путин, в частности, сообщил, что он не имеет представления о том, что идет второй судебный процесс над экс-олигархом Михаилом Ходорковским и подтвердил, что не знал имени рок-музыканта Юрия Шевчука (в мае этого года Путин встретился с Шевчуком и иными деятелями культуры в родном Петербурге – тогда премьер не смог вспомнить имени поддерживающего оппозиционеров музыканта, хотя называл по имени-отчеству всех остальных участников встречи).

Александр Рар так прокомментировал это: «Скорее всего, Путин прекрасно знал, кто такой Шевчук. На той встрече он просто дал понять, что не хочет с этим человеком общаться. Ныне он опять уколол его шпилькой, демонстрируя свое недовольство». Директор Центра «Россия-Евразия» Совета по внешней политике Германии также считает, что «…журналисты "Коммерсанта" кто угодно, но только не подлизы. Путин отвечал на вопросы в жестком и саркастическом тоне. Это прекрасно укладывается в контекст избирательной кампании: политики никогда не признают, что совершали какие-то ошибки».

Часть «беседы за рулем» была посвящена отношению Владимира Путина к непарламентской оппозиции. В частности, он следующим образом оценил действия властей в отношении акций оппозиционеров: «Да, до меня иногда доходило: вот они выступали на Триумфальной площади, вот их разогнали. Спрашиваю: а чего их разогнали? А потому, что им разрешили в одном месте, а они пошли в другое. Я говорю: а зачем они пошли в другое? И до сих пор не пойму. Разрешили бы им. Они хотят что-то сказать. Правильно? Нет, ну правда?! Критиковать власть. Вот в Лондоне определили место. Где нельзя, бьют дубиной по башке. Нельзя? Пришел? Получи, тебя отоварили. И никто не возмущается!»

Дэниел Трисман так комментирует слова премьер-министра: «[По мнению Путина] проблема политической оппозиции заключается в том, что ее члены не соблюдают букву закона, а не в том, что буква закона постоянно переписывается для того, чтобы затруднить жизнь оппозиции. Путин использовал достаточно грубые выражения, говоря об избиениях демонстрантов. И, похоже, он действительно считает, что в Лондоне полиция избивает демонстрантов, которые выходят за пределы Гайд-парка».

Мюнхен и «перезагрузка»

В интервью Владимир Путин также рассуждал о внутренней и внешней политике России. Николай Петро считает, что новых идей и мыслей в интервью не прослеживается: «Путин вновь воспроизводит главную идею своей политики – сбалансированность власти, к которой надо придти через совершенствование экономической системы. Когда экономика достигнет определенного уровня развития, начнется и соответствующий политический процесс».

«В данном случае, премьер-министр "превзошел себя", – говорит Дэниел Трисман. – В течение десяти лет он трудился над совершенствованием политического механизма поддержания баланса между гражданским обществом и государством, между различными ветвями власти, и этот механизм до сих пор не сбалансирован окончательно».

Как выяснилось, Путин продолжает считать правильными акценты, расставленные им в речи, произнесенной в феврале 2007 года на Мюнхенской конференции по вопросам политики и безопасности. Тогда многие наблюдатели сочли, что тон выступления не оставляет сомнений в начале новой «холодной войны». Он заявил, что заинтересован в «перезагрузке» отношений с США, но Западу он не верит, потому что Запад Россию часто обманывал.

Николай Петро: «С этим мнением Путина вполне согласны и некоторые видные западные обозреватели. Я только что написал рецензию на книгу последнего посла США в Советском Союзе Джека Мэтлока, который очень детально приводит ту же самую аргументацию. Путин воспроизводит этот аргумент по двум причинам, о которых он упоминает в интервью: из-за поставок вооружений Грузии и из-за изменения планов по созданию систем ПРО в Европе».

Джошуа Сперо (Joshua Spero), профессор Университета Фичбург (Fitchburg State University), отмечает, что Путин остается уверенным в отношении политики его правительства. Он считает, что Россия будет продолжать пытаться вбить клин между США и Европой. Спрос на российские природные ресурсы и другие факторы позволяют властям России укреплять свой вариант демократии (в последние годы популярен термин «суверенная демократия») и свои варианты трактовки международного права.

Дэниел Трисман резюмирует: «Квинтэссенция этого интервью заключается в том, что Путин не планирует изменять свою нынешнюю стратегию. Он не планирует смягчить обращение с оппозицией. Его слова о Мюнхенской речи и "перезагрузке" можно интерпретировать, как мягкую критику президента Медведева, который способствует разговорам о потеплении отношении с США».

Как сообщает «Коммерсантъ», «беседа за рулем» Владимира Путина и Андрея Колесникова длилась на протяжении 180-ти километров. С учетом состояния российских дорог, а также ограничений на скорость, которые, вероятно, должен был соблюдать премьер-министр, можно предположить, что подавляющее большинство его высказываний в печать так и не попало.

Другие статьи из раздела «анализ и перспективы» читайте здесь

XS
SM
MD
LG