Линки доступности

Путин едет в Японию: острова, экономика, санкции


Владимир Путин и Синдзо Абэ
Владимир Путин и Синдзо Абэ

Прогресса в решении территориального спора между Россией и Японией не будет – мнение экспертов

МОСКВА — 15 декабря начинается долго готовившийся визит президента России Владимира Путина в Японию. Известно, что японский премьер Синдзо Абэ сначала повезет российского гостя к себе на «малую родину» – в город Нагато в префектуре Ямагути, а потом оба лидера вернутся в Токио для переговоров по двусторонним отношениям, экономике и региональным проблемам.

Японские медиа говорят о визите Путина в страну как о главной новости: в самом Нагато, по их сообщениям, везде развешаны флаги и приветственные плакаты, власти префектуры рассчитывают на увеличение потока туристов из России после визита Путина, а в Токио ожидается подписание большого количества документов по экономическому сотрудничеству.

Однако главного документа, появления которого добивается Токио – мирного договора с Россией, который установит основы отношений двух стран – подписано не будет. В нем должна быть улажена территориальная проблема между Россией и Японией, решен вопрос о принадлежности островов Южно-Курильской гряды, а стороны пока практически никак не приблизились к такому решению.

Сигналы Путина и ответ из Токио

Накануне визита Владимир Путин в интервью японским медиа прозрачно намекнул, что Токио лучше бы выйти из режима санкций против Москвы, которые были введены странами «Большой семерки» в ответ на аннексию Крыма.

Кроме того, президент России в ходе интервью задался вопросом о степени свободы Японии от ее «союзнических обязательств».

Ответ на этот вопрос фактически был опубликован на следующий день в японской газете «Асахи». Согласно ее сообщению, генеральный секретарь Совета национальной безопасности Японии Сётаро Яти заявил еще 9 ноября на встрече в Москве с секретарем Совета безопасности России Николаем Патрушевым, что при установлении на спорных островах японского суверенитета они автоматически начинают подпадать под договор о гарантиях безопасности между США и Японией, и на них могут быть размещены американские военнослужащие.

На эту публикацию отреагировал Кремль: пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков на просьбу сообщить, был ли такой разговор у Патрушева и Яти, ответа не дал, но напомнил, что уже сказал сам Владимир Путин: «Мы не можем абстрагироваться от наличия определенных союзнических обязательств Японии при рассмотрении различных чувствительных вопросов наших двусторонних отношений».

О том, какого результата визита Путина в Японию можно ожидать после такого обмена заявлениями, в интервью Русской службе «Голоса Америки» говорят российские эксперты по международным отношениям.

Александр Коновалов: Путин не отдаст острова - впереди выборы

Президент Института стратегических оценок Александр Коновалов уверен, что несмотря на намеки Москвы на возможность выполнения советско-японской декларации 1956 года (Москва передает Токио два спорных острова из четырех при заключении мирного договора), президент России на уступки в территориальном вопросе сейчас не пойдет: «Путин по целому ряду обстоятельств, на мой взгляд, не в состоянии выполнить мечту японского руководства и вернуть Японии острова. Это колоссально ударит по его имиджу, по его рейтингу, чего за такое короткое время до президентских выборов в России он допустить совершенно не может».

Япония, предполагает эксперт, несмотря на разговоры в официальных кругах этой страны о возможном согласии на возврат двух островов вместо четырех, тоже не хотела бы такого решения: «По многим политическим соображениям, Япония ни на какие решительные отказы от части своих притязаний пойти не может. Накануне поездки Путина публике вежливо напомнили о том, что американо-японский договор безопасности включает всю территорию страны, и если эта территория пополнится какой-то частью, она будет предметом защиты и обороны со стороны американских вооруженных сил. Но если только пустить слух, что в случае возврата двух или всех четырех островов Японии там могут появиться американские военные базы, это для России станет совершенно неприемлемой перспективой».

Александр Коновалов отмечает, что Владимир Путин явно настроен на визит без новостей: «Президент был значительно более сдержан, чем те, кто полны романтических ожиданий от его визита в Японию – во всяком случае, такой вывод можно сделать из его ответов представителям японской прессы накануне поездки. На мой взгляд, особых прорывов ожидать не следует».

Специалист по международной безопасности напомнил, что военные связи между Японией и США очень серьезны: «Япония до сих пор имеет, строго говоря, не армию, а силы самообороны, хотя они получше, чем армии многих стран мира. Японской конституцией провозглашен отказ от применения военной силы, и вся безопасность Японии – чисто теоретически – держится только на том, что ее должны защищать США. Но для Японии сейчас одна из главнейших проблем безопасности – это шутки северокорейского руководителя, который любит запускать ракеты в неопределенном направлении с неопределенным местом приземления. И Япония активно работает над созданием собственной противоракетной системы в тесной кооперации с США».

Александр Коновалов не ожидает, что после того, как Дональд Трамп придет в Белый дом, сотрудничество Токио и Вашингтона в военной сфере всерьез пострадает: «Может быть, Трамп не будет себя чувствовать так уж сильно обязанным защищать Японию, но связи, на мой взгляд, колоссальные, и они сохранятся».

Андрей Фесюн: США могли бы сыграть свою роль в японо-российском территориальном споре

Руководитель японских исследований в Высшей школе экономики в Москве Андрей Фесюн напоминает о том, что в конце концов Токио все равно намерено получить от Москвы все четыре спорных объекта: «Япония не отказывается от концепции необходимости получения четырех островов. Не надо забывать, что японский парламент несколько лет назад, не так давно, принял закон о том, что эти четыре острова являются японской территорией, незаконно оккупированной Россией. Соответственно, ни один премьер-министр, ни один политик Японии просто не имеет права отходить от этого положения, нарушая таким образом закон».

Эксперт по Японии допускает, что в Токио рассчитывают на поэтапное достижение своей цели, поэтому японский премьер говорит о решении территориальной проблемы в несколько шагов, однако атмосфера вокруг именно нынешнего визита Путина в Японию сгустилась так, что многие начали ожидать некоего прорыва: «То, что говорили обе стороны, абсолютно не пересекалось. Российская сторона говорила о развитии экономического сотрудничества. Японская сторона говорила о том, что, наконец-то, будут подвижки в решении территориального вопроса, намекая на то, что если какая-то часть островов, если не все, будут не переданы, то будет, по крайней мере, определено, когда они будут передаваться. В общем, обе стороны говорили о том, что хотели бы видеть и слышать».

Андрей Фесюн считает, что официальная позиция Москвы по поводу спорных островов, которая была озвучена Владимиром Путиным в интервью японским медиа, на самом деле вполне напоминает советскую позицию: «Великолепна схема, предложенная Путиным в этом интервью. Он повторил выражение Андрея Андреевича Громыко, который сказал, что для нас территориальной проблемы не существует, и тут же оговорился, что «мы готовы об этом разговаривать».

Эксперт, разделяющий российский официальный подход к переговорам с Японией, считает, что Москве сейчас лучше ни на какие уступки не идти, и вообще задуматься о том, ценны ли для нее отношения с Токио: «России в этой ситуации нужно определить для себя – нужна ли России Япония как таковая в том виде, в котором она есть. Мой личный ответ – в этом виде она России не нужна: наш товарооборот мизерный, на текущий год он составляет 11,5 миллиардов долларов, этим можно пренебречь. Проекты газовых линий между двумя государствами или прокладка какого-то суперэлектрокабеля, или построение подземного тоннеля между Хоккайдо и Сахалином – все это “разговоры в пользу бедных”. На нынешнем этапе никаких уступок с российской стороны делать не целесообразно, потому что за них Россия не получит ничего, кроме слов».

При этом, однако, Андрей Фесюн допускает, что в японо-российском территориальном споре серьезную роль могли бы сыграть Соединенные Штаты: «Необходимо присоединять к переговорному процессу третью сторону, коей могут быть только США, которые являются страной, которая весьма серьезно влияет на японскую внешнюю политику. Америка может своим присутствием, своими гарантиями определить, например, что никогда эти острова не будут милитаризированы, что эти острова могут быть, скажем так, нейтральной территорией. Это участие третьей стороны могло бы спасти лицо для обеих стран, дать возможность обеим сторонам – и российской, и японской – сделать определенные уступки. И вот тогда так называемый территориальный вопрос мог быть разрешен».

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

XS
SM
MD
LG