Линки доступности

Турция и мусульманский экстремизм


Как турки отреагировали на «Невинность мусульман»

Волнения, охватившие мусульманские страны после публикации в Интернете скандального американского фильма «Невинность мусульман» дошли и до Турции. Два дня назад около двухсот человек собрались напротив посольства США в Анкаре. Демонстранты несли зеленые исламские флаги и скандировали "Аллах Акбар" и "Смерть Америке!", после чего сожгли американский флаг прямо на площади. Охрана посольства не давала толпе приблизиться к посольству, используя водометы. Приблизительно через час демонстранты разошлись.

Одновременно – позади посольства – проходил пикет против американской политики на Ближнем Востоке, которую пикетчики охарактеризовали как «оккупационную». Здесь главным лозунгом было «Yankee, go home».

В Стамбуле выступления были намного менее многочисленными, однако американский флаг сожгли и здесь. Говорили о действиях США по отношению к Сирии и требовали, чтобы Америка «не пыталась управлять» Турцией. «Они вмешиваются в нашу религию и нашу культуру, они ненавидят ее», – говорили собравшиеся.

Трейлер к фильму «Невинность мусульман» (Innocence of Muslims) появился в Интернете еще в июле, но вспомнили о нем 11 сентября. Этот фильм порочит пророка Мухаммеда, утверждают приверженцы ислама. Волнения прокатились по Судану, Тунису, Йемену, Индонезии, Египту, Ливии, Афганистану, Пакистану и Малайзии, а в последние дни вышли на улицы и жители европейских стран: Дании, Бельгии, Франции и Великобритании. В прошлый вторник во время вторжения в здание посольства США в Ливии был убит американский посол и трое сотрудников посольства.

В некоторых странах активисты даже предлагали приостановить дипломатические отношения с Соединенными Штатами. (Напомним, что лидеры США осудили фильм Innocence of Muslims.)

17 сентября Генпрокуратура РФ признала картину экстремистской. Прокуратура направила заявление в суд с целью запрета фильма на территории России

В минувшую пятницу на IX Ялтинской ежегодной конференции премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эдроган назвал фильм “мощной провокацией”, призвав мусульман не поддаваться на “скандальные провокации”.

“Мы должны осудить такой фильм, – сказал турецкий лидер, – однако протесты не должны приобретать террористические формы – такие, как нападение на сотрудников посольства США в Ливии».

«Мы наблюдаем рост экстремистских настроений в Европе, – продолжал Эрдоган, – растет тенденция к обвинению и насилию по отношению к мусульманам…. Мы против этого. Нельзя позволить этому вирусу победить Европу».

Все чаще речь заходит о том, что фильм был задуман с целью разжечь конфликт между мусульманами и христианами-коптами в Египте.

Корреспондент Русской Службы Голоса Америки побеседовал с политиками и рядовыми гражданами Турции. Все едины во мнении – в этой стране ожидать продолжения протестов не стоит.

Надир Сарач, бывший депутат парламента из Анкары, подчеркнул, что «Эрдоган очень вовремя успокоил людей. Некоторые группы действительно могли пойти дальше, и все могло кончиться, как в Ливии и Египте. Хотя все еще можно ожидать агрессивных протестов одиночек».

По мнению Надира Сарача, автор картины – «просто сумасшедший». «Не думаю, – сказал политик, – что у него была такая большая цель – провокация всего исламского мира. Нет. Вряд ли за ним кто-то стоял».
Али Аслан – также бывший депутат парламента – констатирует, что крупные протестные выступления происходят лишь там, где радикальные мусульмане присутствуют в парламенте». «У нас, – подчеркнул Аслан, – умеренный ислам, и мы сходить с ума не будем».

Али Аслан обратил внимание и на другое – выступления начались в странах, затронутых «арабской весной».

«Каждый раз, когда кто-то говорит плохо о религии – неважно, какой, не важно, о ком это кино – об Иисусе или Мухаммеде, – цель – всегда провокация. Цель одна – начать столкновения между религиозными группами, между теми, кто более чувствителен к таким темам».

Музыкант из Стамбула Окан Чакмак полагает, что в светской стране никто не станет убивать иностранных послов. “Хотя я бы пошел на демонстрацию против этого фильма. Есть вещи, которые нельзя оскорблять. И нельзя здесь говорить про свободу слова. Для любого мусульманина неприемлемо никакое изображение Мухаммада – ни на картине, ни в газете, ни в кино. Это нечто высшее, нечто такое, к чему нельзя прикасаться. Это просто свято для мусульман. А тут человек так грубо использует это – чтобы вызвать истерию”.

“Я думаю, что это какая-то личная месть мусульманам за какое-то оскорбление, которое он когда-то перенес”, – считает Чакмак.

Айше Нуреттин изучает дипломатические дисциплины. По ее мнению, симптоматично, что в некоторых странах фильм уже признали экстремистским. “Он такой и есть, – убеждена Айше. – При всех сложностях вопроса о том, что представляет собой экстремизм в религии, здесь все ясно. Я не могу сказать, что я испытываю какую-то злость, как верующая. Но, честно говоря, я возмущена режиссером продюсером этого фильма. Я слышала, что это пастор, который сжег или хотел сжечь Коран во время службы. И показать этот фильм. Зачем? Какому искренне верующему человеку по душе ненависть и агрессия?»
XS
SM
MD
LG