Линки доступности

Акции протеста в городах России: ситуация накануне


Завтра 20 марта в 50 городах страны – от Калининграда до Владивостока – должны пройти массовые демонстрации. Эта всероссийская акция протеста была намечена оппозиционерами давно. Самые разные партии и общественные организации собрались выйти на улицы против политического и экономического курса властей.

Однако многие митинги неожиданно оказались под угрозой срыва из-за запретов властей. Мотивировки у запретов разные: например, ярмарка во Владивостоке и Красноярске в тот же день, на которой был запланирован пикет, или помеха «жизнедеятельности города» и дорожному движению в случае с «Днем гнева» в Москве, который может пройти завтра.

В Калининграде, который сегодня называют русским Гданьском (Гданьск, как известно, был колыбелью польского движения «Солидарность»), оппозиционеры отменили акцию сами. Вернее, об этом заявила часть из них. Лидер местного движения «Справедливость» Константин Дорошок сказал, что группа провокаторов собиралась развязать драку с ОМОНом в день митинга.

Тем не менее, сегодня в Калининграде все же состоялась акция протеста. Участники говорят о том, что их было 300, местное ГУВД называет цифру 100 человек.

За несколько часов до начала митинга Русской службе «Голоса Америки» дал интервью один из его организаторов Михиал Чесалин, депутат Калининградской областной Думы, лидер регионального отделения партии «Патриоты России», руководитель профсоюза докеров и Калининградского регионального правозащитного центра.

Василий Львов: Чему посвящена демонстрация?

Михаил Чесалин: Мы уже с октября 2008 проводим возле здания правительства каждую неделю пикеты по реформе здравоохранения (в Калининграде – В. Л.), и сегодня у нас должен был состояться 65-й по счету пикет. Но в связи с отменой митинга, который был запланирован на 20 число, мы расширяем тематику этого пикета и пригласили всех людей, которые нашли возможность участвовать в митинге.

В. Л.: Местная власть, в частности милиция, как-нибудь препятствовала подготовке к нему?

М. Ч.: До сей поры не было таких поползновений, но с учетом обострения ситуации в преддверии митинга я хочу сказать, что на нашу партию и моих сподвижников уже два дня оказывается психическое давление с участием спецслужб Калининградской области. В частности, со вчерашнего дня на все организации, которые я возглавляю, была организована атака со стороны налоговых служб.

В. Л.: Почему, с вашей точки зрения, ваши коллеги из «Справедливости» все-таки отменили митинг 20 марта?

М. Ч.: Я считаю, что на них тоже было оказано существенное моральное давление.

В. Л.: Какие еще требования, кроме отмены здравоохранительной реформы, предъявляют к власти «Патриоты России» и другие участники сегодняшней акции?

М. Ч.: Очень важный лозунг – это необходимость снижения и замораживания тарифов на ЖКХ, которые повысили в период экономического кризиса, когда люди потеряли работу. Это очень ощутимый удар по семейным бюджетам, который ставит на грань выживания и законопослушности очень большое количество калининградцев. Перед человеком стоит фактически выбор – или платить за квартиру, или прекратить питаться.

В. Л.: После десятитысячного митинга (по оценкам властей, семитысячного) в Калининград приезжал полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов, приезжали люди из президентской администрации. Вы говорили, что встречались со столичными чиновниками, рассказывали им о проблемах Калининграда, пока они внимательно вас слушали. С тех пор прошло достаточно времени, чтобы сделать что-то для решения проблем калининградцев. Что-нибудь изменилось?

М.Ч.: После этих приездов, наших пикетов и двух больших митингов министр здравоохранения, отставки которой мы требовали уже более полутора лет, подала заявление об освобождении ее от занимаемой должности. И это была наша небольшая, но тактическая победа, потому что мы считали этого человека во многом ответственным за ужасное состояние здравоохранения. Но буквально позавчера губернатор Георгий Боос заявил, что у него претензий к работе бывшего министра здравоохранения нет по той уничтожающей здравоохранение реформе, которую она проводила. Единственная претензия, которая у него есть к госпоже Клюйковой, – это то, что она не сумела довести до медработников и до пациентов всю благость реформы здравоохранения.

В. Л.: Почему вы выступаете против реформы здравоохранения в Калининграде? Каковы ваши тезисы?

М.Ч.: Первое и главное – это непродуманное введение принципа подушевого финансирования здравоохранения, который направлен на одно – на сокращение расходов. Как следствие, происходит массовое закрытие лечебных учреждений, необходимых людям, сокращение специалистов узкого профиля, особенно в районных центрах, закрытие роддомов по районным центрам Калининградской области, сокращение койко-мест и курс на сокращение, отмену бесплатной медицинской помощи, что очень ярко выражается в неисполнении губернатором законов Российской Федерации о должном финансировании бесплатной медицинской помощи. На сегодняшний день есть вступившее в силу решение Верховного суда, по которому губернатор недофинансирует бесплатную медицинскую помощь практически наполовину. Его долг перед медициной только в текущий год составляет около 5 миллиардов рублей.
Вернемся в Москву. Завтра в ней должен состояться так называемый «День гнева», в котором будут в том числе участвовать активисты движения «Солидарность» и коалиции «Левый фронт». На вопросы Русской службы «Голоса Америки» ответил член политсовета «Солидарности» Илья Яшин.

В.Л.: Пока ваш митинг не санкционировали. Разрешение властей будет получено? Митинг состоится?

Илья Яшин: Предполагалось, что акция начнется в три часа на Пушкинской площади, однако до сих пор не получено соглашение властей. Сегодня в последний раз пройдут переговоры с ГУВД.

В. Л.: Если акция состоится, какие с вашей стороны будут звучать требования-заявления?

И.Я.: Социально-политического характера: критика экономической политики правительства, критика московской мэрии, требование отставки как Лужкова, так и Путина.

В. Л.: Какая информация поступает к вам от активистов «Солидарности» в других городах страны, где на завтрашний день были назначены акции протеста?

И. Я.: У нас сейчас большие трудности. Например, запрещены митинги в Калининграде и Владивостоке. Мы планировали многотысячные акции протеста – от 5 до 10 тысяч человек в Калининграде, около 5 тысяч человек планировало выйти на улицы во Владивостоке. Сейчас эти акции запрещены. Кроме того, сегодня стало известно, что задержали двух наших активистов в Омске. Их обвиняют в вандализме. Они проводили акцию протеста, посвященную свободе слова, и скотчем заклеили памятник Достоевскому. Также задержан организатор митинга в Казани. Его обвиняют в экстремизме. Тоже не исключено, будет заведено уголовное дело.
О том, каково значение протестных акций последнего времени для политической ситуации в России, в интервью «Голосу Америки» рассказал эксперт Московского Центра Карнеги Николай Петров.

В. Л.: Какой будет тактика российской властной вертикали в отношении оппозиционеров?

Николай Петров. То, что мы видим сейчас, – это достаточно жесткая попытка власти отреагировать на протесты. По-видимому, региональные власти получили приказ максимально это избегать. Мы видим, что по всей стране в центрах городов, где должны были быть митинги, проводятся ярмарки, конкурсы и так далее, то есть будет сделана попытка максимально задавить – не уговорить, не купить – а силовым образом задавить эти протесты. От того, насколько это успешно получится, зависит тактика власти на будущее.

В. Л. Недавно вы были в Соединенных Штатах. Как известно, американский Госдеп сделал доклад о неблагополучной ситуации с правами человека в России. Похожий доклад на этой неделе подготовил британский МИД. Достаточно ли в США и на Западе вообще уделяют внимания акциям протеста в России?

Н. П. Я думаю, более чем. Тем не менее, для нашей политической системы важно, сможет ли она пройти испытание этими протестами, не изменившись. В отношении Калининграда и ряда других мест очевиден конфликт назначенного губернатора-варяга с местными политическими элитами. Мне кажется, риски нашей внутренней политики гораздо серьезнее, чем риски ухудшения наших отношений с Западом.

Читайте также:

Реформа милиции – одно из требований общественности России

XS
SM
MD
LG