Линки доступности

Помпео видит возможность для подготовки к продлению договора о СНВ


Майк Помпео
Майк Помпео

Госсекретарь сказал, что США хотели бы видеть участником нового договора Китай, но допустил, что он останется двусторонним

Госсекретарь США Майк Помпео считает, что последний телефонный разговор президента США Дональда Трампа с его российским коллегой Владимиром Путиным заложил основу для подготовки к переговорам о продлении договора о стратегических вооружениях, который истекает в 2021 году.

Президент Трамп утром в пятницу беседовал по телефону с российским президентом Путиным. Разговор длился более часа.

По словам пресс-секретаря Белого дома Сары Сандерс, Трамп и Путин обсудили возможность заключения нового, многостороннего соглашения о контроле за ядерными вооружениями между США, Россией и Китаем. Кроме того, по словам Сандерс, в качестве альтернативы рассматривается продление действующего американо-российского договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3).

Сандерс добавила, что президенты США и России также обсудили ядерное разоружение на Корейском полуострове, политическую ситуацию в Венесуэле и обстановку в Украине.

«Разговор, который президент Трамп провел с президентом Путиным, был позитивным, – заявил Помпео в беседе с финскими СМИ. – Я считаю, что он заложил основу для того, чтобы мы начали формировать команды для движения вперед».

Он добавил, что президент Трамп прекрасно понимает, что Соединенным Штатам нужен партнер, который «готов соблюдать договор», поэтому США должны «удостовериться, что, в отличие от договора о РСМД, у них будет система стимулов, которая будет побуждать страны к реальному соблюдению».

«Президент Трамп также знает, что теперь у нас есть третий участник. Эти договоры заключались десятилетия назад, когда Китай занимал другое положение, – указал Помпео. – Теперь он также представляет геостратегическую угрозу. Поэтому президенту Трампу очень хотелось бы, чтобы Китай стал частью любого соглашения, которое будет достигнуто, и мы будем добиваться этого».

Госсекретарь выразил надежду на то, что США и Россия смогут начать диалог о более широких возможностях.

«Возможно, это слишком амбициозная задача для краткосрочной перспективы, – пояснил он. – До истечения срока действия договора СНВ-3 остается около двух лет. Возможно, нам придется заняться этим на двусторонней основе, но я надеюсь, что нам удастся продвинуться в наших дискуссиях, чтобы понять, можно ли проделать эту работу с участием всех трех стран. От этого мир выиграет больше всего, и это тот результат, к которому мы хотим двигаться».

В соответствии с договором СНВ-3, количество развернутых ядерных боеголовок у России и США не может превышать 1550 с каждой стороны.

По словам Помпео, Россия и Китай – это совершенно разные страны, но США хотели бы продолжать сотрудничество с обеими.

«Все, что мы хотим от каждой из этих двух стран, – это чтобы они участвовали в свободной и открытой экономике, конкурировали на основе верховенства закона, а не своей военной мощи, перекрывая доступ в такие места, как Южно-Китайское море», – заявил Помпео.

Он сказал, что США хорошо понимают, что Россия делает в Арктике.

«Наша команда по национальной безопасности принимает меры, чтобы мы могли отслеживать их действия, – сказал Помпео. – Мы хотим, чтобы у каждой страны была возможность принимать участие в замечательных вещах, которые могут происходить здесь, в арктическом регионе. Мы хотим честные и открытые рынки, мы хотим свободный проход, нам нужно верховенство права. Мы хотим все это. Чего мы не хотим, так это того, чтобы такие страны, как Россия, использовали свою военную мощь, чтобы отказывать в проходе судам, которые имеют право на проход, а также запретить вещи, несовместимые с международным правом. Если здесь, в Арктике есть хорошие соседи, и если Россия становится одним из них, то мы бы приветствовали это».

Помпео также сказал, что у него состоялся «хороший разговор» с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, и выразил надежду на достижение прогресса с Россией в областях, где у двух стран есть общие интересы.

«Это был хороший разговор. Мы обсудили широкий круг вопросов, – сказал Помпео, комментируя встречу с Лавровым в финском городе Рованиеми, на полях заседания Арктического совета.

«У нас есть интересы, которые, определенно, отличаются. Было желание попытаться найти пути, где мы можем достичь реального прогресса в тех сферах, где наши интересы пересекаются, какими бы узкими они ни были, и мы надеемся, что мы можем достичь этого», – сказал Помпео.

Комментарий экспертов

Директор Института США и Канады, профессор Валерий Гарбузов в комментарии для Русской службы «Голоса Америки» заметил, что встречу Лаврова с Помпео следует рассматривать в контексте состоявшегося накануне телефонного разговора президентов Трампа и Путина, а также с учетом тех оценок, которые госсекретарь США дал политике России по Арктике. В то же время политолог не увидел в финском рандеву дипломатов «пролога к существенным переменам» в российско-американских отношениях.

«Это было просто очередное прояснение позиций по ситуациям, которые сложились в различных регионах мира, где задействованы интересы США и России, – добавил он. – Также не считаю это каким-то серьезным положительным сигналом. Подобных сигналов и до этого было несколько, но ни во что позитивное они не вылились».

Между полномочными представителями Москвы и Вашингтона необходима встреча, которая найдет свое продолжение в практических шагах – только тогда можно будет делать какие-то выводы, говорит Валерия Гарбузова,. А сейчас, на его взгляд, ничего непонятно. Кроме того он не исключил повторения той же самая история, что и после Хельсинки, когда итоги президентского саммита были, по сути, сведены к нулю.

«Все вопросы остались без ответа, – констатировал американист. – Тем не менее такие встречи полезны сами по себе. Потому что отсутствие диалога всегда еще хуже. Ожидать, что от таких спорадических встреч, которые превращаются в событие, хотя на самом деле таковыми не являются, заключения конкретных договоренностей, вообще не приходится».

По мнению политолога, общую канву отношений между США и Россией определяют не подобные встречи, а то, что было заложено ранее: «Кроме того администрация Трампа не говорит сегодня «одним голосом». Мы нередко видим расхождения в оценках и заявлениях тех же Трампа и Помпео».

Это признак того, что общий курс в отношении России у Вашингтона, по сути дела, отсутствует, резюмировал директор Института США и Канады.

В свою очередь, независимый военный аналитик Александр Гольц в комментарии Русской службе «Голоса Америки» заметил, что участники состоявшегося в Финляндии диалога высказали по итогам встречи довольно разные мнения о его содержании. И это, по его мнению, показательно.

«Приблизительно то же самое произошло после телефонной беседы Путина и Трампа, – напомнил он. – Очевидно лишь желание президента США как-то «поладить с Россией», все остальное неочевидно. Сплошная разноголосица. Так, Трамп говорит, что Москва не настроена вмешиваться в дела Венесуэлы и хочет сделать что-нибудь позитивное. Помпео делает прямо противоположное заявление, а Лавров вообще утверждает, что это американцам нужно поучиться у России следованию букве международных договоров».

Все это говорит не столько о каких-то подвижках в двусторонних отношениях, сколько об их крайне запущенном состоянии, полагает аналитик. Вместе с тем, как ему представляется, если стороны настроены ответственно, то они должны понимать, что есть направления, по которым диалог надо вести обязательно.

«Иначе это может привести к чрезвычайно серьезным последствиям. Это касается прежде всего переговоров о продлении договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ). Стороны обречены вести диалог по этой теме, если не хотят оказаться в ситуации полного отсутствия контроля над ядерным оружием», – обобщил он.

В то же время эксперты сошлись в оценках относительно невозможности подключить Китай к переговорному процессу по заключению нового договора СНВ.

Валерий Гарбузов полагает, что это «совершенно не реально». По его словам, если идти этим путем, то дело будет загублено: «Это пустая трата времени и усилий. Китай никогда не участвовал в такого рода соглашениях и не готов к ним. Пекин видит в этом лишь уловки США с целью разоружить китайскую армию».

Даже если Москва попробует повлиять на позицию Пекина, Китай не пойдет на это, заключил политолог.

Как подчеркнул Александр Гольц, продлить двусторонний договор между Россией и США возможно, и, при наличии политической воли, это не составило бы большого труда: «Однако подключение Китая к подобным переговорам содержит такое количество неопределенностей и неизвестности, что ясно – никакого продления договора в этом случае не произойдет».

XS
SM
MD
LG