Линки доступности

«Северный поток-2» как яблоко раздора


Эксперты – о рисках проекта и его экономической целесообразности

МОСКВА – Официальные представители США вновь предупредили европейских партнеров о рисках, связанных с проектом «Северный поток-2». Так, американской посол в Германии Ричард Гренелл в интервью еженедельнику Focus заявил, что газопровод может увеличить зависимость стран Евросоюза от России. По его мнению, «Северный проект-2» также «имеет высокий санкционный риск».

В строительстве газопровода в качестве финансовых инвесторов участвуют пять европейских компаний: немецкие Wintershall Dea и Uniper, австрийская OMV, французская Engie и британская Shell, а также ряд компаний-подрядчиков.

Ранее министр энергетики США Рик Перри, выступая в Брюсселе на бизнес-форуме, сделал акцент на ненадежности российских газовых поставок в Европу. По мнению министра, прибывшего в том числе для лоббирования американского сжиженного природного газа (СПГ), «более дешевая альтернатива менее надежна».

Напомним, недавно Палата представителей Конгресса США одобрила законопроект о противодействии российским энергопоставкам в Европу с тем, чтобы сократить зависимость стран Евросоюза от поставок из РФ и нарастить инвестиции американских компаний в европейскую энергетическую отрасль.

По данным СМИ, с лета прошлого года ЕС увеличил импорт СПГ из США на 272% (всего - более 10,4 млрд кубометров). Но безусловным лидером на европейском рынке остается «Газпром».

«Северный поток-2» стал яблоком раздора как внутри Евросоюза, так и в отношениях между отдельными странами и США. Помимо Соединенных Штатов категорически против проекта настроена часть государств Восточной Европы, особенно страны Балтии, Польша и Украина.

Последняя небезосновательно опасается, что трубопровод на ее территории утратит свое значение. В противовес выступает ряд стран Западной Европы во главе с Германией, ставящих во главу угла экономическую целесообразность.

В Москве рассчитывают, что запуск «Северного птока-2», несмотря ни на что, состоится до конца нынешнего года.

Экономический обозреватель Семен Новопрудский также считает, что можно почти с полной уверенностью говорить: «Северный поток-2» будет достроен несмотря ни на какие обстоятельства. Но вот все остальное, по его мнению, «покрыто мраком».

«Потому что на самом деле очень многое зависит от имплементации решения Еврокомиссии ЕС в той части, которая касается правила, по которому будут загружать газопроводы, – пояснил он в комментарии «Голосу Америки». – В случае, если «Газпром» лишат монополии на загрузку «Северного потока-2», с большой долей вероятности проект либо не окупится никогда, либо не окупится в сколь-нибудь обозримом будущем. То есть, он окажется убыточным в первую очередь для России».

Что касается утверждений американских политиков о ненадежности российских газовых поставок, то тут, конечно, есть элемент бизнеса, заметил журналист: «США действительно заинтересованы в том, чтобы поставлять Европе свой сжиженный природный газ. В ЕС тоже прекрасно понимают, что надо уменьшать газовую зависимость от России».

Это необходимо даже не столько по экономическим причинам, сколько по политическим, особенно если иметь ввиду, что до сих пор неясна фундаментальная судьба газового транзита через Украину, уточнил обозреватель.

В свою очередь, нефтегазовый аналитик Михаил Крутихин в интервью «Голосу Америки» так объяснил негативную позицию Вашингтона по «Северному потоку-2»: «США дают понять Европе, что они искренне заинтересованы в том, чтобы континент обеспечил свою энергетическую безопасность. Это прекрасная категория для европейцев, и она зависит от диверсификации источников газа. При этом мы видим, что российский газ для европейцев – ненадежный источник. И это целиком «заслуга» Москвы».

Начиная с 2005 года российское руководство по политическим причинам либо совсем прекращало, либо ограничивало поставки газа в Европу, указал аналитик: «Сначала возникли проблемы с Беларусью, потом - с Украиной. И вот американцы вмешиваются в ситуацию и говорят Европе: мы готовы стать гарантом вашей энергетической безопасности. Это прекрасный посыл, который к тому же хорошо ложится на стратегию потребителей в Евросоюзе».

Вместе с тем Михаил Крутихин не согласен, что «Северный поток-2» - чисто экономический проект, как утверждает на всех углах российское руководство: «С точки зрения Кремля, это политический проект, поскольку он вместе с «Турецким потоком» лишает Украину транзита российского газа, наказывая Киев примерно на 2-3 миллиарда долларов в год. Если посмотреть на его экономическую составляющую, беря в расчет только подводную часть газопровода через Балтийское море, то проект кажется выгодным, поскольку транзит обходится гораздо дешевле. Но тут надо учитывать, сколько Россия потратила на строительство нового газового коридора от Ямальского полуострова до Балтийского моря. А это огромные деньги».

По разным подсчетам, «Газпром» вложил в нитку от Ямала до Балтийского моря от 40 до 90 миллиардов долларов, констатирует аналитик.

«Поэтому для России это сугубо убыточный проект. Эти деньги вместо того, чтобы тратить их на строительство запасного коридора, можно было пустить на социально-экономическое развитие страны и повышение пенсий», – резюмировал он.

Напомним, срок действия контрактов между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины» о поставках российского газа и его транзите в Европу истекает в конце 2019 года. Пока ситуация с продлением договоренностей повисла в воздухе.

Семен Новопрудский полагает, что Россия пока не в состоянии полностью отказаться от этого транзита.

«Но понятно, что отношения Москвы с Киевом таковы, что все утверждения Кремля о надежности России как поставщика разбиваются о действительность, – добавил он. – Бесконечные споры и суды поставщика с главным транзитером на корню подрывают доверие к России как к партнеру, на которого можно безоговорочно положиться. Плюс на это все накладываются неулаженные противоречия Москвы с Анкарой в связи со строительством “Южного потока”».

Словом, дело в том, что проект уже не кажется очевидно выгодным экономически и что в нем есть политические риски, которые никак не связаны с позицией Вашингтона, обобщил эксперт.

Пропускная способность газопровода через Украину составляет 292 млрд куб. газа в год, в реальности по нему прокачивается сегодня почти в два раза меньше. А максимальная пропускная способность обоих «Северных потоков» – 110 млрд куб. газа в год.

По оценке Михаила Крутихина, даже до очередных проблем «Северного потока-2», возникших в результате принятия Еврокомиссией новой декларации, было ясно, что по крайней мере на протяжении ближайших пяти лет транзит через Украину сохранится: «Иначе “Газпром” не сможет обеспечить своих европейских покупателей газом в нужных объемах. Например, надо поставлять только в Молдову около 3-х миллиардов кубометров газа. Без Украины тут не обойтись. Италия тоже предпочитает получать газ через украинскую территорию и затем – через Австрию, а не через Германию. Не исключено, что позже необходимость в украинском транзите (для Москвы) исчезнет. Но сейчас, учитывая сомнительную судьбу «Турецкого потока» и другие привходящие (обстоятельства), можно предположить, что украинский транзит просуществует и дольше пяти лет», - заключил аналитик.

XS
SM
MD
LG