Символика тревожного прошлого Европы, как, например, свастика, уже давно попала под запрет в ряде стран континента. Но теперь Польша пошла еще дальше – ее законодатели пересмотрели уголовный кодекс страны, включив в него запрет на изображение символов коммунизма: теперь поляки, пойманные с изображением красной звезды, серпа и молота или даже в футболке с портретом Че Гевары, могут быть оштрафованы или даже сесть в тюрьму.
Для некоторых – это вполне естественная реакция страны, пострадавшей от коммунизма в советскую эпоху. Но сегодня для многих молодых поляков коммунизм – источник сатирического веселья и творчества.
На одной из улиц Варшавы, полной ресторанов и клубов, молодежь толпится в баре, где все – начиная от старой мебели до пропагандистских плакатов – призвано напомнить посетителю о 1970-х. Бар называется Pewex – в честь существовшей в коммунистическую эру сети магазинов, где поляки могли за доллары отовариться продукцией с Запада.
Владелец этого заведения 30-летний Роман Грушальски объясняет, что этот бар для него – дань ностальгии по прошлому. Он – представитель последнего поколения поляков, знакомого с коммунизмом не по наслышке, и не все его воспоминания плохие. Роман рассказал, что для детей его поколения магазин Pewex был своеобразной недостижимой мечтой, и коллекционирование таких сделанных на Западе предметов, как банки из-под пива и спичечные коробки – подлинным спортом и радостью. И, кстати, Роману Грушальски нравится стиль советского дизайна.
Социолог из Варшавского университета Жустина Копчинска поясняет, что молодое поколение понимает, что коммунистическое правительство подавляло гражданские свободы. Однако, по ее словам, «воскрешение» того прошлого сейчас – выражение свободы и индивидуальности.
«Молодежь всегда немного мятежна, – говорит Копчинска. – Она думает о своей свободе и будущем, и ей хочется показать, что она свободна. Поэтому, если кто-то носит футболку с Че Геварой, это совсем не означает, что он – коммунист. Футболка с Че Геварой – дань моде. Разрыв между поколениями в нашей стране настолько огромен, что достичь компромисса очень трудно».
Введение запрета на коммунистическую символику было предложено ультраправой партией президента Качинского «Закон и справедливость». Однако правящая партия «Гражданская платформа» поддержала его. Политики обеих партий заявили, что поскольку больше людей погибли при коммунизме, чем во времена фашизма, этот закон оправдан.
24-летний Лукаш Павловски говорит, что поддерживает запрет на коммунистическую символику, так как он защищает чувства пожилых поляков:« Я понимаю то поколение, которое жило во времена коммунизма и пострадало от него – им может быть неприятно видеть молодежь с символикой, которую та не понимает. Которую, она, скорее, носит смеха ради».
Запрет все же предусматривает целый ряд исключений для художников, преподавателей и коллекционеров коммунистических артефактов. Список запрещенных символов до сих пор официально не опубликован. По мнению критиков, закон слишком неясен для его исполнения на практике.
Одна из жительниц Польши полагает, что именно поэтому он не вызвал особого возмущения общественности, даже среди молодежи. По мнению Олы, закон может и быть абсурдным, но польский народ уже привык к множеству абсурдных законов еще в коммунистические времена. Как говорит Ола, отношение поляков к законам таково: в них всегда есть лазейка, и, несмотря на то, что с нами делает правительство, «мы всегда сможем выжить».