Линки доступности

Плимут-Плантейшн в ожидании «Мэйфлауэр II»


Историки музея предлагают «двойственную» концепцию колонизации Америки

Совсем скоро, до конца лета, к пристани Плимута вновь должен причалить легендарный «Мэйфлауэр». Об этом корреспонденту «Голоса Америки» сообщил заместитель директора музейного комплекса Плимут-Плантейшн Ричард Пикеринг.

«Мэйфлауэр» просит дать дуба

Но, конечно, это не тот легендарный галеон, доставивший в 1620 году в Новый Свет 102 английских пилигримов-пуритан, а парусник-реплика, построенный в Англии в 1955-56 годах. В апреле 1957 года второй «Мэйфлауэр» пересек Атлантику. Долгие годы гордый парусник, стоящий у пристани Плимута в том самом месте, где, по преданию, высадились пришельцы, был основным магнитом для тысяч туристов, интересующихся, откуда есть пошла современная Америка.

Какое-то время назад плановая инспекция Береговой охраны обнаружила в судне ряд явных и скрытых повреждений. В настоящее время оно находится на верфи портового городка Фейрхавен (Массачусетс), где его ремонтируют.

Как сообщил Пикеринг, возвращения «Мэйфлауэр II» после ремонта и инспекции музей ждет в самое ближайшее время, предположительно в августе. Текущий ремонт почти завершен. Он обошелся в 2 млн долларов.

По словам Пикеринга, осталось найти еще пять досок американского белого дуба ровной текстуры, без узлов. Такие экземпляры деревьев – редкость. Капитан судна и менеджер судостроительной программы музея Питер Аренстам бросил клич с призывом помочь национальному достоянию. Кроме того, обшивку судна предстоит подогнать, просмолить, а затем проверить ходовые качества галеона, которому уже пусть и не сотни лет, но тоже немало – 56.

Руководство музея надеется, что развернутая кампания сбора пожертвований поможет придать судну «товарный вид» к 400-летию первой высадки пилигримов в Новой Англии, которое будет отмечаться в 2020 году.

Две стороны одной медали

Главные достопримечательности музея, помимо пока отсутствующего судна «Мэйфлауэр II», – индейская деревня и соседствующее с ней поселение пилигримов. Это своего рода «живой музей», близкая к реальности реинкарнация быта 17 века, о чем посетителей предупреждает специальное объявление. В комплекс входят также полностью функционирующая мельница образца 1636 года и ремесленный центр, где на глазах у туристов «мастера 17 века» изготавливают разные изделия – от деревянной мебели до глиняной посуды.

Во всех музейных материалах, включая рекламные буклеты и ознакомительный фильм, который в режиме нон-стоп крутят в гостевом центре, прослеживается идея стратегического баланса. Буквально каждое изображение пилигрима дополняется изображением индейца, каждое упоминание английских колонистов сопровождается упоминанием коренного населения этих мест – индейцев группы племен вампаноагов.

Так здесь было не всегда. Музей Плимут-Плантейшн был основан в 1947 году как «мемориал отцам-пилигримам». И многие годы, в соответствии с канонами европоцентристского мифа об «открытии Америки», музей воспевал подвиг выживания пришельцев и мало уделял внимания коренным жителям, которые упоминались чаще всего как враждебная европейцам сила.

Впрочем, как подчеркнул Ричард Пикеринг, уже с самого начала основатель музея Харри Хорнблоуэр понимал, что без равноценного представления двух культур, английской и индейской, объективный, правдивый рассказ о колонии 17-го века невозможен.

Индейская часть проекта двигалась очень медленно. Воссоздание поселения вампаноагов началось лишь в середине 1950-х годов. Но реально дела пошли быстрее в этом направлении в конце 60-х – начале 70-х, когда Америка пережила вьетнамский кризис и в обществе назрели важные мировоззренческие изменения.
В 1973 году усилиями видного антрополога Джеймса Дидса, пришедшего сюда куратором, был дан старт полномасштабной программе исследований культуры коренных американцев. Ученые стали исходить из того, что все перемены в Новой Англии в 17-м веке являлись результатом контактов между пилигримами и местными жителями – и в виде сотрудничества, и в виде враждебных действий.
Программа сбалансированного подхода к истории, внедренного Дидсом и его единомышленниками в музее Плимут-Плантейшн, отмечает в эти дни 40-летие.

«Очень важно, что эта программа впервые в американской практике придала коренным жителям конкретную адресность, – сказал «Голосу Америки» Пикеринг. – Это не какие-то обезличенные индейцы, а именно вампаноаги, которые живут в Массачусетсе с древних времен».

На машине времени – в 17-й век

Вампаноаги – самоназвание группы племен на массачусетском языке алгонкинской семьи языков. Всего вампаноагов сегодня примерно две тысячи человек. Переселенцы из Старого Света жестоко обошлись с коренным населением. Так, из 69 племен, обитавших в районе Кейп-Кода, остались только три. С 1677 по 1868 год они были загнаны в резервации.

Помимо истребления европейцами, ключевым фактором для катастрофического снижения числа индейцев стали привезенные пришельцами болезни. В результате эпидемий чумы и оспы в ряде мест умерли от 50 до 90 процентов жителей.

Нынешние вампаноаги, работающие гидами в «индейской деревне», охотно рассказывают туристам все подробности нелегкого быта своих предков, живших в 17-м веке. Собственно, за основу реконструкции взято поселение вампаноага из племени поканокетов по имени Хоббамок, который вместе со своим многочисленным семейством жил здесь в 1620-е годы. Одна индианка обрабатывает посадки кукурузы, другая готовит обед. Индеец показывает, как нужно высекать огонь с помощью кремня и раздувать пламя костра. Другой с помощью огня выдалбливает «мишун» – лодку-каноэ.

Рядом, в десяти минутах ходьбы от индейского поселения – гораздо более обширная «английская деревня» – несколько деревянных домов, амбары, хозяйственные постройки. Все обнесено высоким частоколом. В загонах пасутся коровы и козы. Есть и форт на возвышении, который использовался и как религиозный центр пуритан, и как суд, и как военный объект, о чем говорят пушки, нацеленные на залив.

Если индейцы-вампаноаги не изображают своих предков и на все вопросы отвечают с современной точки зрения, то «пилигримы» – именно имперсонаторы. Они не менее приветливы, чем индейцы. Знают о своих героях очень много и всегда остаются «в образе». Похоже, ни один вопрос не может поставить их в тупик.

Когда я употребил выражение «имперсонатор» в беседе с Ричардом Пикерингом, тот меня мягко поправил.

«Мы их называем “костюмированные исполнители исторических ролей”, – подчеркнул он. – За основу взяли 1627 год, когда в английской колонии Плимут прошла перепись населения, – планировалось поделить собственность между семьями. Так что мы знаем всех тогдашних жителей по именам. Наши артисты изображают конкретных людей, и при общении с ними вы как будто переноситесь на машине времени в далекое прошлое».

В зимние месяцы, когда музей закрыт, «артисты» – как «пилигримы», так и индейцы, – проходят курсы усовершенствования, оттачивая знания и навыки ушедшей реальности. Некоторые ошибочно считают, что все они волонтеры. Отнюдь нет. По словам Пикеринга, это полновесная оплачиваемая работа на 40 часов в неделю.

День благодарения: миф или реальность?

Любой американский школьник знает: пилигримы и индейцы собрались за обильной трапезой в День благодарения, чтобы совместно отпраздновать хороший урожай. Считается, что первый раз это произошло именно в плимутской колонии осенью 1621 года, хотя есть поборники других версий, утверждающие, что в Новом Свете этот праздник стали первыми отмечать жители южных колоний в Техасе и Вирджинии.

«Такой праздник действительно имел место осенью 1621 года, – сказал Пикеринг. – Согласно письменному свидетельству пассажира “Мэйфлауэр” Эдварда Уинслоу, именно тогда пилигримы отметили свой первый хороший урожай, пригласив на трехдневные торжества вождя вампаноагов Массасойта. Тот пришел с “примерно 90 людьми”, но там есть фраза “среди других”. То есть возможно, что пришли и представители других племен. Массасойт вел мудрую политику, искал дружбу с пилигримами, понимая, что это даст ему доступ к передовому оружию европейцев».

Музей в Плимуте дружит и с потомками Массасойта, и с потомками судовой команды и пассажиров «Мэйфлауэра». Среди миллионов американцев, ведущих свой род от первых поселенцев, несколько десятков тысяч принимают участие в исследовательской и просветительской работе музея. Среди них много тех, кто помогает музею материально.

«Эта помощь для нас чрезвычайно важна, – сказал Пикеринг. – Ведь мы не государственное учреждение, а частная некоммерческая организация, получающая большую часть денег от продажи билетов и платных мероприятий на территории комплекса. От доноров мы получаем примерно 12 процентов нашего бюджета и получаем еще маленькую дотацию от штата. В год принимаем примерно 370 тысяч гостей из трех десятков стран мира и, конечно, из всех штатов Америки. Примерно четвертая часть – школьники, приезжающие с организованными экскурсиями».

Кстати, спросил я Пикеринга, почему вместо термина «американские индейцы» (American Indians) все чаще используется термин «коренные американцы» (Native Americans)?

«На этот вопрос нет однозначного ответа, – сказал он. – К западу от Миссисипи выражение “американские индейцы” используется по-прежнему широко и без какого-либо уничижительного подтекста. К востоку от Миссисипи все больше коренных жителей страны используют в отношении себя выражение “коренные американцы” или “местные народы” (Indigenous People), причем предпочтение отдаются второму термину, в котором не упоминается Америка как название, данное этой земле европейскими пришельцами».
XS
SM
MD
LG