Линки доступности

Москва и Варшава: помешают ли «Патриоты» диалогу?


В Польшу из соседней Германии прибыла первая батарея американских противозенитных ракет «Патриот». Армейские инструкторы из США в течение ближайших двух лет будут обучать польских военных управлению передовыми ракетными комплексами на базе Моронг, расположенной в 60 километрах от российской Калининградской области.

Решение о размещении в Польше американских ракетных комплексов было принято еще в 2008 году, когда Варшава согласилась стать партнером Вашингтона в создании нового европейского района ПРО, предназначенного для нейтрализации иранской ракетной угрозы. Правда, сначала речь шла о противоракетах большей дальности, которые, после прихода к власти президента США Барака Обамы было решено заменить на комплексы ПВО «Патриот».

Это решение Вашингтона было позитивно воспринято Москвой, хотя глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров неоднократно высказывал опасение, что размещение вообще какой-либо новой военной инфраструктуры США и НАТО вблизи российских границ никак не способствует укреплению режима безопасности и доверия в Европе. Вместе с тем, после пересмотра американских планов по созданию позиционного района ПРО в Чехии и Польше, Кремль отказался от заявленной ранее ответной меры – разместить под Калининградом оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер».

Нынешнее же появление американских ракет вблизи польско-российской границы было воспринято в Москве достаточно спокойно. МИД РФ ограничился официальным заявлением, что «размещение систем ПВО не содействует укреплению доверия и предсказуемости в этом регионе». В свою очередь, в интервью российскому государственному телеканалу председатель комитета по международным делам Госдумы РФ Константин Косачев отметил, что «Патриоты» в Польше никак не вписываются в логику сегодняшних российско-польских отношений, в которых наметилась тенденция к полной нормализации.

Примечательно, что именно сейчас и именно Варшава приглашает Москву войти в «группу друзей» программы «Восточного партнерства», которая как известно, нацелена на сближение с ЕС таких стран, как Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова, Белоруссия и Украина. Какой же из двух факторов сегодня может стать определяющим в развитии российско-польского диалога? Ответить на этот вопрос Русская служба «Голоса Америки» попросила московских экспертов.

Размещение американской базы и американских военнослужащих на своей национальной территории – это, полагает президент Института стратегических оценок Александр Коновалов, «давнишний план, и было бы наивно ожидать, что поляки от него вдруг откажутся» даже в условиях улучшения отношений Варшавы и Москвы. По мнению этого эксперта, главное здесь вовсе не сами ракеты «Патриот». «Главное, что поляки получили то, что они считают самым надежным страховым полисом с точки зрения своей собственной безопасности, – подчеркивает Александр Коновалов. – Вместе с ракетами в Польшу въехали 150 американских военнослужащих. Атака на американских военных – это атака на Соединенные Штаты. С точки зрения Варшавы, это самый надежный сдерживающий фактор».

Появление даже одной батареи новых зенитных ракет у российских границ не может радовать Москву, продолжает тему заместитель директора Института США и Канады РАН генерал-майор запаса Павел Золотарев, хотя очевидно, что эти средства, предназначенные для защиты от воздушного нападения польских объектов, не представляют угрозы для России. Вместе с тем, военный эксперт обращает внимание на то, что Москва настороженно относиться к плану Вашингтона создать в перспективе не общеевропейскую, а региональную систему ПРО стран НАТО. Очевидно, что в этом плане Польша может занять одно из центральных мест, прогнозирует аналитик. И тогда сотрудничество с Россией в области противоракетной обороны, по словам Павла Золотарева, может быть ограничено только потенциальной возможностью «использовать в случае крайней необходимости» российские РЛС.

Что же касается перспектив «Восточного партнерства», то, по словам заместителя директора Института США и Канады, это программа вполне укладывается в русло развития отношений Москвы и Брюсселя. В ее рамках могло бы, считает Павел Золотарев, развиваться сотрудничество по линии совместных учений сил и средств ПРО и ПВО, тем более уже есть подобный успешный американо-российский опыт. Кроме того, заключает эксперт, можно только приветствовать, что сегодня новые инициативы о партнерстве с Западом исходят от Варшавы, на диалог с которой очень рассчитывает Москва.

«На самом деле, Россия не хочет участвовать ни в каком “Восточном партнерстве”», – высказывает противоположную точку зрения независимый военный обозреватель Павел Фельгенгауэр. По его мнению, Москва опасается, что это партнерство – очередная «западная задумка», чтобы вредить интересам России на постсоветском пространстве. И поэтому неожиданное польское приглашение войти в число друзей «Восточного партнерства» «никто в Москве всерьез рассматривать не будет», полагает Павел Фельгенгауэр.

Как сообщает Служба новостей "Голоса Америки", министр иностранных дел РФ Сергей Лавров затребовал от США и Польши подробных объяснений акций по развертыванию американских ракетно-зенитных комплексов близ границы с Россией. Как отметил министр, Россия хочет получить ответ на вопрос, какие причины вызвали необходимость в размещении военных установок в такой близости от ее территории.

XS
SM
MD
LG