Линки доступности

Теракт в Париже: удар по СМИ или по толерантности?


Рядом с Charlie Hebdo
Рядом с Charlie Hebdo

Российские эксперты о возможных последствиях атаки на еженедельник Charlie Hebdo

МОСКВА – Во Франции проводится усиленная операция по задержанию террористов, атаковавших редакцию сатирического еженедельника Charlie Hebdo. Премьер-министр Франции Мануэль Вальс объявил о задержании нескольких человек, подозреваемых в преступлении.

О потенциальных последствиях и опасностях теракта в Париже по просьбе Русской службы «Голоса Америки» рассуждают российские эксперты.

Научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, автор книг по международному терроризму Андрей Яшлавский уверен, что угроза «тиражирования» теракта существует.

«Потому что любая газета, любое издание представляет собой, в общем-то, “мягкую цель” для террористов, поскольку невозможно взять под неусыпную охрану все СМИ, – пояснил он. – В случае с Charlie Hebdo некоторые члены редакции, как известно, находились под полицейской охраной, но это их не спасло, а сами полицейские стали жертвами нападения, не сумев защитить не своих подопечных, ни самих себя».

На его взгляд, надежда есть только на работу спецслужб по недопущению подобных терактов, на опережение.

«Хотя если речь о действиях каких-то, скажем, одиночек, вдохновленных джихадистскими лозунгами, то здесь сложно что-то сделать, – добавил Яшлавский. - Не превращать же редакции СМИ в осажденные крепости?»

По мнению ведущего научного сотрудника Института проблем международной безопасности РАН РФ Алексея Фененко, это не тот теракт, который переворачивает мир, как это было в сентябре 2001 года, тем не менее, он может иметь ряд серьезных последствий.

«Первое из них – внутриевропейское, – продолжил он. – После парижской трагедии замалчивать исламскую проблему в странах Евросоюза становится невозможным. Правительства стран ЕС до поры делали вид, что ничего страшного не происходит, хотя в ряде городов уже появились целые кварталы, населенные выходцами с Ближнего Востока, где, по сути, не действовали государственные законы. Этот период закончился».

Фененко сопоставил теракт в Париже с массовыми антиисламскими движениями в Германии, особенно в Дрездене: «Теперь утихомирить их будет гораздо сложнее. То есть, напряженность в возрастет».

Эксперт полагает, что нападение на сатирический еженедельник больший удар наносит не по свободе слова, а по европейской толерантности.

«Скорее, это удар по идее мультикультурного общества», – констатировал Фененко.

Андрей Яшлавский не согласен с таким подходом: «Думаю, вряд ли последние события приведут к тому, что Франция распрощается с традициями толерантности. Скорее, местные власти и гражданское общество предпримут какие-то демонстрационные шаги, говорящие об обратном, и французы по-прежнему будут придерживаться терпимости».

Однако специалист не исключил, что определенные политические силы начнут эксплуатировать случившееся в своих целях.

«Вполне возможно, что в этом направлении могут пойти различные праворадикальные движения», – допустил он.

Совет муфтиев России и Духовное управление мусульман осудили нападение на редакцию Charlie Hebdo, однако расценили действия самого издания как провокацию.

«Возможно, грех провокации в нашем мире не менее опасен для сохранения мира, чем грех тех, кто на эту провокацию способен поддаться», – говорится в распространенном заявлении.

По оценке Андрея Яшлавского, в России отношение к трагедии неоднозначное.

«В то время, как одни шокированы совершенным преступлением, другие находят оправдание ему или, по крайней мере, перекладывают часть ответственности за случившиеся непосредственно на жертв теракта, считая, что их виновными в провокационных действиях, выражающихся в публикации карикатур, которые высмеивают исламскую религию, ее основателя и последователей», – резюмировал он.

С его точки зрения, оправдывать применение какого-либо насилия за любые публикации никоим образом нельзя.

«Потому что ни одна картинка, на мой взгляд, не стоит человеческой жизни», – подчеркнул Яшлавский.

Как представляется Алексею Фененко, для России любая тема наращивания антиисламских настроений в Европе всегда крайне неприятна.

«Потому что в РФ мусульмане – вторая по величине конфессия, – пояснил он. – Любая российская власть исходит из того, что в стране необходимо сохранять межконфессиональный мир».

XS
SM
MD
LG