Линки доступности

Исповедь журналиста, задержанного ОМОНом


Роман Ошаров
Роман Ошаров

Корреспондент «Голоса Америки» поделился впечатлениями от собственного ареста

В день инаугурации Владимира Путина московская полиция задержала на улицах города более 300 человек за нарушения общественного порядка. Об этом сообщает пресс-служба Главного управления МВД по Москве. Однако среди задержанных 7 мая оказывались не только активисты оппозиционного движения, но и случайные прохожие, и журналисты.

Примерно к 19:00 часам группа представителей оппозиционного движения добралась от Чистых прудов до Старой площади. К этому времени возле станции метро «Китай город» и на прилегающей территории уже расположились усиленные отряды ОМОНа, охранявшие, судя по всему, корпуса Администрации президента.

Пришедшие на Старую площадь люди просто стояли, переговариваясь между собой. Некоторые сидели на ступеньках возле памятника героям Плевны, обсуждая события последних дней. Стоит отметить, что около половины людей из числа собравшихся у памятника были журналистами различных СМИ.

Вскоре мирную толпу сотрудники правоохраны решили взять в силовое кольцо. Тем временем к памятнику прибывало все больше людей. Но нельзя сказать, что количество пришедших было очень большим: активистов и журналистов было не более 100 человек.

Однако вскоре ОМОНовцы в касках и со спецсредствами начали методично задерживать людей и отводить в припаркованный автозак. Задерживали без видимых причин: походили, хватали за руки и отводили. У сотрудников ОМОНа была, очевидно, разнарядка не задерживать журналистов. Для этого они требовали предъявить документы тех, кто не был одет в специальную жилетку для прессы.

Такой жилетки у меня не было, но были документы. Однако документы, выданные мне редакцией, были на английском языке, и сотрудники ОМОНа не смогли их прочитать и идентифицировать как журналистское удостоверение. Уже в автозаке женщина-ОМОНовец вновь решила посмотреть на мои бумажки. Но после недолгого рассмотрения заключила, что они «на непонятном языке» и захлопнула железную дверь.

Чувствовать себя задержанным не только неприятно, но и весьма непривычно. Важно отметить, что сотрудники ОМОНа не желают слушать, с ними практически невозможно установить диалог. Поэтому мои попытки мирно и без рук пройти к автозаку, чтобы объяснить цель своего нахождения на Старой площади, потерпели крах. Далее последовали формальные процедуры досмотра и проверки личных вещей, а после – в автозак.

Внутри автозака я также никогда ранее не бывал. Но компания «сидельцев» попалась хорошая – молодые люди, желавшие выразить протест, а также девушка, снимающая документальный фильм о митингах. Всего 18 человек. По дороге выяснилось, что некоторые задержанные попались в руки ОМОНа второй раз за день. По пути следования обсуждали, в какое отделение полиции нас отвезут. Смотреть на городские пейзажи из-за решетки тоже весьма непривычно.

В итоге автозак доставил нас в отделение «Теплый стан» – это окраина Москвы, но не самая худшая, много деревьев и зеленые парки.

Как выяснилось, с задержанными на акциях протеста обращаются следующим образом. По два человека выводят из машины и проводят в отделение. Остальные ждут своей очереди. В отделении полицейские требуют предъявить документы, составляют рапорт.

В лучшем случае после этого отпускают, в худшем – могут оставить на сутки и более при предъявлении обвинений в совершении административного правонарушения.

Журналистам проще – у них есть документы, а также верные редакции. Простым митингующим, а также всем тем, кого замели под общую раздачу, как это нередко бывает, приходится сложнее.

Полицейские, сопровождавшие нас, выглядели утомленными. После того, как всех задержанных оформят, автозак отправится вновь в центр города за новым уловом. По этой причине, возможно, процедура оформления документов проходит не очень быстро – полицейские тоже люди и хотят отдохнуть.

Отвечая на вопросы задержанных, полицейские рассказывали про реформу МВД, аттестацию. Вопросы отношения к нынешней власти предпочитали игнорировать, но между строк было понятно: происходящее и им не очень нравится. «Повышения в следующие 12 лет точно не дождемся», – сказал один из полицейских, отвечая на вопрос о том, наградят ли власти сотрудников МВД за разгоны несогласных.

В отделении переписали только мои паспортные данные, после чего отпустили восвояси. Другим задержанным, к счастью, не вменили никаких статей и выпустили сразу после того, как они подписали протокол о задержании. Полицейский, встречавший оппозиционеров в праздничной форменной рубашке белого цвета, объяснил, что меня и всех остальных задержали по подозрению в совершении преступлений на Болотной площади 6 мая.

На деле получается, что ОМОН устроил мне праздничную экскурсию по городу на деньги налогоплательщиков. А сколько еще таких автозаков со случайными задержанными курсирует по городу?

Стоит отметить, что задержание и последовавшие события в отделении «Теплый стан» – это более-менее успешный сценарий. В социальных сетях распространяется информация, что некоторых задержанных 6 мая на Болотной площади более 30 часов удерживают в отделениях. Тем временем на Старой площади, откуда началась экскурсия в Теплый стан, собралась толпа оппозиционеров вместе с Алексеем Навальным и Сергеем Удальцовым. По сообщениям активистов, правоохранители не собираются задерживать людей до тех пор, пока те не нарушают порядок. В последнее поверить также весьма непросто.

XS
SM
MD
LG