Линки доступности

Честный спорт или кровавое шоу?


Влад Юдин
Влад Юдин

Выходит новый документальный фильм о смешанных единоборствах

На днях было объявлено, что новый документальный фильм «Жесткий бизнес» (The Hurt Business) выйдет к американским зрителям в конце сентября. В нем представлена закулисная сторона стремительно набирающего популярность вида борьбы – смешанных боевых искусств (mixed martial arts), или сокращенно MMA. Борцы, в том числе мировые чемпионы прошлых лет и нынешние, признаются, что расплачиваются здоровьем и депрессией за награды и славу. Среди звезд, участвующих в фильме, – чемпионы MMA Джон «Боунз» Джонс, Рашад «Суга» Эванс, Джордж Сен-Пьер и чемпионка среди женщин Ронда Раузи. Закадровый текст читает Кевин Костнер.

Режиссером фильма выступил 33-летний Влад Юдин (Vlad Yudin), родившийся в России и привезенный в США родителями в подростковом возрасте. Один из его предыдущих проектов, «Железное поколение» (Generation Iron), посвящен теме культуризма и стал одним из самых успешных документальных фильмов 2013 года.

Режиссер фильма «Жесткий бизнес» Влад Юдин по телефону ответил на вопросы корреспондента Русской службы «Голоса Америки».

Олег Сулькин: Влад, вы на каком языке предпочитаете говорить?

Влад Юдин: Все равно, пожалуй, но я никогда не давал интервью на русском, давайте говорить на английском.

О.С.: Расскажите, пожалуйста, о себе.

В.Ю.: Родился и жил в Москве до 1996 года, когда в 13-летнем возрасте переехал в Нью-Йорк, где и живу до сих пор. Меня с юности увлекало кино. В 2008 году я создал компанию The Vladar Company как платформу для производства и распространения различных игровых и документальных проектов. Вообще, снимать кино – настоящее приключение.

О.С.: Как вы работали над «Жестким бизнесом»?

В.Ю.: Два года отдано этому проекту. Мы общались с борцами из всех уголков мира, погрузились в прошлое, чтобы прикоснуться к истокам этого спорта. Мы проводим пунктир от древней Греции, где этот комплексный вид борьбы назывался панкратион, до зрелищных поединков современных борцов-универсалов, собирающих в огромных залах вроде MGM Grand в Лас-Вегасе десятки тысяч фанатов.

Кадр из фильма: «Жесткий бизнес». Courtesy Photo
Кадр из фильма: «Жесткий бизнес». Courtesy Photo

О.С.: То есть этот тип зрелища в большей степени развлечение для публики, чем спорт? Так? Ваша точка зрения?

В.Ю.: Это, безусловно, спорт. Очень суровый и рискованный. Но и зрелище для глаз, развлечение. Для самих участников это не хобби, не увлечение, а образ жизни, которому ты должен посвятить себя без остатка.

О.С.: Вы цитируете сенатора Джона Маккейна, который назвал смешанные единоборства «петушиными боями среди людей». Как, по-вашему, насколько быстро «петушиные бои» эволюционируют в сторону честного и человечного спорта?

В.Ю.: В 1993 году, когда в США прошел первый чемпионат по экстремальным единоборствам – Ultimate Fighting Championship (UFC), практически не было никаких утвержденных правил. Можно было использовать приемы бразильского джиу-джитсу, карате, бокса, классической борьбы и других видов единоборств. Группа чокнутых ребят выходила на ринг-октагон, не зная никаких ограничений. Можно было таскать соперника за волосы и делать прочие дурные вещи. За все эти годы очень многое изменилось. Введены правила и ограничения. Теперь этот спорт, MMA, признан легальным в большинстве штатов США, а недавно он был легализован в штате Нью-Йорк.

О.С.: И все равно, когда смотришь на современный поединок, ощущение излишней жестокости остается...

В.Ю.: Да, это есть. Наверное, потому, что в правилах сохраняется разрешение наносить удары ногами по поверженному сопернику. Фактическое избиение может продолжаться, пока рефери не остановит поединок или пока лежащий не запросит пощады. Это уже прогресс, что рефери вооружили этим правом. Раньше остановить поединок можно было, только когда поверженный сам сдастся, или когда его тренер выбросит полотенце. Но эти ребята настроены не сдаваться никогда, а тренер иногда мешкал с решением, так что избиение порой завершалось тяжкими телесными повреждениями.

О.С.: Как говорит один из борцов в фильме: «Люди платят деньги, чтобы увидеть кровь». А борцы тоже платят – своим здоровьем. У многих, судя по их же словам, диагностируют сотрясение и повреждение мозга, а врачи предупреждают о ранней деменции. Что-то делается, чтобы уменьшить ущерб здоровью спортсменов?

В.Ю.: Трудный вопрос. MMA – самый быстро растущий спорт сегодня, привлекающий зрителей, промоутеров, рекламодателей, масс медиа. То есть это и очень успешный бизнес. Люди платят за драматизм зрелища. Да, это жесткий, травматичный бизнес, и поскольку здесь крутятся большие деньги, вряд ли что-то изменится в обозримом будущем.

О.С.: Еще одна горячая тема – как насилие в жестоких видах спорта влияет на насилие в жизни, в особенности, среди молодежи? И можно ли провести аналогию с насилием в кино и его влиянием на молодых зрителей?

В.Ю.: Начну с позитива – молодым людям, как парням, так и девушкам, навыки самозащиты получить полезно. Думаю, что большинство зрителей турниров MMA, выходя после матча, вовсе не намерены подражать борцам и крушить все направо и налево. Но, наверное, встречаются и те, кто склонен к подражанию. Та же история и с фильмами, полными избыточного насилия. Нельзя определенно сказать, как повлияет экранное насилие на того или иного зрителя.

О.С.: В фильме говорится, что борцы чемпионатов MMA получают лишь примерно 5 проц. с кассового сбора матчей. Кажется, это совсем немного. Кто же реально зарабатывает на соревнованиях?

В.Ю.: Да, средний борец получает совсем немного. Раньше, лет 10-15 назад, и самые лучшие получали небольшие гонорары. Сейчас ситуация изменилась. Заработки чемпионов существенно выросли.

О.С.: Борцы с экрана много говорят о стероидах, повсеместном использовании допинга. Вы видите, к каким серьезным последствиям привело массовое употребление допинга российскими спортсменами. Насколько остра эта проблема в MMA?

В.Ю.: Однозначного мнения нет. Многие выступают за полный запрет стероидов, допинга. Другие, напротив, предлагают их узаконить. Ведь реальность такова: допинг в том или ином виде употребляют почти все борцы. Просто одних ловят, других – нет.

О.С.: Чемпионаты по смешанным единоборствам проводятся и среди женщин. Это зрелище вызывает у многих неприятие, кажется, не женское это дело.

В.Ю.: Разве? По-моему, матчи среди женщин все смотрят с большим удовольствием и интересом. В любом случае, с гораздо большим интересом, чем женский баскетбол или футбол. Когда в турнирах на смену мужчинам выходят женщины, никто не воспринимает эти матчи как заполнение временных пауз, а относятся как к полноценным боям.

О.С.: Как вам удалось заполучить Кевина Костнера?

В.Ю.: Он очень любит спорт, и боевые искусства в особенности. Уговаривать его не пришлось.

О.С.: И последний, детский вопрос. Вы знаете, как дети любят спрашивать: кто победит в схватке, лев или слон? Так вот, кто победит в схватке: боксер, каратист, мастер джиу-джитсу или тхэквондо, кикбоксер или борец MMA?

В.Ю.: Нет сомнения, борец MMA. Ведь он знает все виды единоборств, использует их приемы по мере необходимости и заточен на победу любой ценой.

XS
SM
MD
LG