Линки доступности

Алексей Герман младший: «У нас нет тотальной цензуры»


Кадр из фильма. Courtesy photo
Кадр из фильма. Courtesy photo

В Берлине прошла мировая премьера фильма «Довлатов»

На 68-м международном кинофестивале в Берлине состоялась мировая премьера фильма «Довлатов» (Dovlatov). Выступая на пресс-конференции, режиссер этого фильма Алексей Герман-младший сказал, что никакого цензурного давления он не испытывал.

Это первая попытка в игровом кино показать жизненную драму писателя Сергея Довлатова, вынужденного в 70-е годы эмигрировать из Советского Союза в США, добившегося там признания, но получившего огромную славу у себя на родине только после смерти.

Картина рассказывает о нескольких днях из жизни молодого ленинградского литератора Сергея Довлатова в ноябре 1971 года. Они заполнены его общением с друзьями и приятелями из круга интеллектуальной богемы, репортерской рутиной и попытками хотя бы что-то из написанного для души «пробить» в журналах и издательствах. Но в хронологию главок-дней то и дело вторгаются сновидения и воспоминания. Собственно, весь фильм и есть одно непрерывное «сновидение» Германа-младшего, автора сценария (написанного совместно с Юлией Тупикиной) и режиссера-постановщика, о драматичном и противоречивом времени застоя, когда вот так же отчаянно бился о цензурную стену его отец, выдающийся режиссер Алексей Юрьевич Герман.

Алексей Герман-младший. Photo: Oleg Sulkin
Алексей Герман-младший. Photo: Oleg Sulkin

«Я жил в Ленинграде, который сейчас называется Петербургом, на улице, недалеко от того места, где жил Довлатов, - сказал на пресс-конференции Герман-младший. – Мне хотелось вернуться в 70-е, когда в этом городе жили и творили многие замечательные писатели, художники, композиторы. Далеко не у всех из них все сложилось удачно. Фильм имеет отношение и к моей семье. Мой папа, замечательный режиссер, долго мучился, долго страдал, у него были запрещены фильмы. Я помню, как папа прятал под кроватью фильмокопию, чтобы ее не уничтожили... Я помню, как замечательный русский актер Ролан Быков плакал, потому что его не утвердили на роль, он ей будто бы не соответствовал (своей внешностью). Я помню, что многим не давали работать, потому что они евреи. Много было сломано судеб».

Главную роль сыграл сербский актер Милан Марич. По мнению многих, включая вдову Довлатова Елену и их дочь Катерину, актер похож на него внешне и играет очень убедительно. Это можно считать удивительным, поскольку сам Марич признался, что до знакомства с режиссером ничего не знал о Довлатове и его судьбе. Марич не говорит по-русски, как, впрочем, и польская актриса Хелена Суетска, сыгравшая жену писателя Елену. Катерина Довлатова прилетела из Нью-Йорка в Берлин. В интервью Русской службе «Голоса Америки» она сказала, что считает фильм удачным.

Милан Марич. Photo: Oleg Sulkin
Милан Марич. Photo: Oleg Sulkin

Заметное место в фильме отведено отношениям Довлатова с Иосифом Бродским (актер Артур Бесчастный). Друзья откровенно делятся своими горестями, мечтами о свободе творчества, и тема неизбежного отьезда на Запад не раз возникает в их беседах. А вот популярнейший актер Данила Козловский играет образ собирательный – непризнанного художника, зарабатывающего фарцовкой. В фильме также заняты Антон Шагин, Елена Лядова и Светлана Ходченкова.

«И Бродский, и Довлатов не были никакими диссидентами, они просто хотели заниматься своим делом, – отметил Герман. – Их уничтожили, выгнали из страны. А сейчас им ставят памятники».

Отвечая на вопрос о сегодняшней ситуации со свободой творчества в России, Герман сказал, что его беспокоит судьба режиссера Кирилла Серебренникова, который находится под домашним арестом.

«Нам никто ничего не запрещал, нам абсолютно свободно дали снимать, – продолжал Герман. – Говорят: ужас, ужас, у нас как в Северной Корее. Это не так. В России сейчас нет тотальной цензуры. Если бы в России была такая цензура, как в СССР, не было бы этого фильма. В России фильм будет показан на большом количестве экранов и по телевидению. Как и в Германии, Франции и Америке, у нас существует определенная категория людей правых, реакционных взглядов, которые пытаются ограничить деятелям искусства свободу выражения. К сожалению, число таких людей растет. Пока они не победили, могу так сказать. Наш фильм говорит о том, что может случиться, что нельзя губить судьбы и не давать художникам выражать себя».

«Запад мало понимает Россию с ее хорошими и плохими сторонами, – отметил режиссер. – Русские тоже не очень хорошо понимают Запад. К сожалению, мы в последние годы удаляемся друг от друга, и все меньше друг друга понимаем. Это может кончиться войной».

Фестивальная пресса доброжелательно оценила фильм «Довлатов». Журнал Screen International, выпускающий один из трех ежедневных фестивальных «спутников», поставил ему относительно высокий балл, на тот день конкурсного показа уступавший лишь баллу фильма-открытия «Остров собак» Уэса Андерсона.

«Литературным портретом авторитарного общества» назвала картину обозреватель журнала Hollywood Reporter Дебора Янг.

«Этот фильм значительно легче смотреть, чем предыдущий вклад режиссера в конкурс Берлинского фестиваля, мрачный фильм «Под электрическими облаками» (2015), – отмечает Дебора Янг. – В том фильме люди бредили надвигающимся концом света, Довлатову, по крайней мере снится, как Брежнев одобряюще похлопывает его по спине».

«Работая впервые с оператором фильма «Ида» Лукашом Залом, – пишет кинокритик журнала Variety Джей Вайссберг. – режиссер снова смог выстроить захватывающе динамичные, хореографичные кадры, которые добавляют налет феллинизма к правдивому отражению реальности, что делает просмотр фильма подлинным удовольствием».

Впрочем, в кулуарных беседах с вашим корреспондентом некоторые критики и эксперты по мировому прокату из Франции и США высказали сомнение в успешном прокате этой картины в Европе и Америке. Главная проблема, по их словам, – полное незнание имени и творчества Довлатова массовым западным зрителем. Скорее всего, по их мнению, фильму Германа-младшего уготована скромная ниша фестивальных показов и, возможно, ограниченный релиз в артхаузном сегменте кинопроката.

Иная ситуация в России, где у писателя, скончавшего в Нью-Йорке в 1990 году в возрасте 48 лет, сейчас – поистине культовый статус, а его книги издаются огромными тиражами.

«Я восхищаюсь этими людьми, их несгибаемыми спинами и преданностью профессии, заявил Герман. – Мы сделали фильм как дань уважения к этим людям. Эта история во многом выдуманная, но и во многом правдивая».

В России фильм «Довлатов» выходит на экраны 1 марта.

XS
SM
MD
LG