Приезд Папы Римского в Нью-Йорк заставил устроителей 53-го международного кинофестиваля в Линкольн-центре на один день отложить церемонию открытия. Фестиваль формально стартовал 25 сентября, но главное событие открытия, мировая премьера нового триллера Роберта Земекиса «Прогулка» (The Walk) пройдет в субботу, 26 сентября в Элис-Талли-холле.
Земекис, создатель «Форест Гампа» и франчайза «Назад в будущее», рассказывает историю подготовки и осуществления дерзкого до безумияпроекта французского канатоходца Филиппа Пети, который в 1974 году прошел по канату, натянутому между башнями-близнецами ВТЦ на уровне крыши. Пети играет Джозеф Гордон-Левитт, его ментора – Бен Кингсли. По мнению критиков, виртуозное использование в финальной сцене «прогулки» между башнями технологии 3D создает для зрителя шоковый эффект, сравнимый с самыми крутыми «американскими горками».
Фестиваль в Линкольн-центре продлится до 11 октября и покажет многие новинки американского и мирового кино, а также фильмы-лауреаты престижных кинофестивалей в Берлине, Канне, Венеции, Теллурайде и Торонто.
Центральным событием организаторы выбрали байопик «Стив Джобс» (Steve Jobs) британского мастера Дэнни Бойла, мировая премьера которого намечена на 3 октября. Аарон Соркин написал сценарий по бестселлеру Уолтера Айзексона. В центре ленты – эксцентричный гений во главе дигитальной революции, изменившей мир. Основатель империи Apple показан в три решающие момента своей жизни – при запуске первого компьютера Macintosh, первой уорк-стейшн NeXT и передовой технологии iMac. Джобса играет Михаэль Фассбендер.
Закроется фестиваль другим байопиком «Miles Ahead», получившим в России кассовое прокатное название «Убить трубача». Актер Дон Чидл написал сценарий, выступил режиссером и сыграл выдающегося джазового музыканта Майлса Дэвиса. Чидл фокусируется на самом сложном периоде жизни музыканта в конце 70-х годов, когда его стали донимать болезни и безденежье. Авантюриста, маскирующегося под репортера, чтобы попасть в дом к Дэвису, играет Юен Макгрегор.
В беседе корреспондента «Голоса Америки» с директором и председателем отборочного комитета фестиваля Кентом Джонсом (Kent Jones) тот отверг предположение, что опирается на какую-либо четкую концепцию.
«У нас нет концепции, - сказал Кент Джонс. – Мы, группа отборщиков, руководствуемся нашими вкусами, хороши они или плохи. Наш приоритет – собрать сильную, интересную программу. Другое дело – как нам это удается. Но здесь свою оценку должны дать критики и зрители».
Большие ожидания окружают новую режиссерскую работу Стивена Спилберга «Мост шпионов» (Bridge of Spies), основанную на сценарии братьев Джоэла и Этана Коэн и Мэтта Чармена. Это реконструкция реального эпизода времен холодной войны, когда в 1962 году легендарный советский шпион Рудольф Абель был обменен на американского пилота Фрэнсиса Гэри Пауэрса, сбитого возле Свердловска в ходе разведывательного полета на самолете «U-2». Том Хэнкс сыграл адвоката Абеля Джеймса Донована, который во многом и добился осуществления обмена. Мировая премьера – 4 октября.
Картины Земекиса, Бойла, Чидла и Спилберга с каждым днем все чаще упоминаются как возможные номинанты в разных категориях начинающегося сезона вручения премий «Оскар».
В программе - несколько других громких лент, уже засветившихся на кинофестивалях, в том числе «Кэрол» Тодда Хейнса, «Бруклин» Джона Кроули, «План Мэгги» Ребекки Миллер, «Моя мама» Нанни Моретти.
Новый фильм-расследование Майкла Мура «Куда бы еще вторгнуться» (Where to Invade Next) пока не имеет американского прокатчика, но как только его обретет, как считают эксперты, сразу станет реальным претендентом на «оскаровскую» номинацию в документальной секции.
В разделе «Специальные события» вызывают особый интерес два фильма. Новая лента Пола Томаса Андерсона «Джунун» (Junun) документирует путешествие этого известного режиссера («Мастер», «Нефть», «Магнолия») в северо-западную Индию и запись альбома группой самобытных музыкантов.
А картина венгерского режиссера-дебютанта Ласло Немеша «Сын Саула» (Son of Saul), представленная журналом Film Comment, погружает зрителя в поразительно достоверно воссозданный кошмар Холокоста. Герой этой картины, получившей Гран-при Каннского кинофестивале, заключенный Освенцима еврей Саул, работает в зондеркоманде, убирающей трупы убитых в газовых камерах.
Фильмом-открытием фестиваля, судя по устным отзывам критиков после пресс-показа, может стать лента «Экспериментатор» (Experimenter) режиссера Майкла Алмерейда о социопсихологе Стенли Милгрэме (его играет Питер Сарсгаард). Картина тоже имеет отсыл к Холокосту и нацизму – в исследованиях Милгрэма податливости человеческой натуры, безропотно подчиняющейся мнению большинства. «Зло банально» - вслед за Ханной Арендт утверждает фильм.
Говоря о балансе между коммерческим и артхаусным кино в фестивальной программе, Кент Джонс подчеркнул, что отбор не дискриминирует форматы и жанры.
«Хорошее кино разнится по производственным параметрам, - заметил он. – Это может быть крупнобюджетное кино, как фильмы Спилберга и Земекиса, а может быть скромное по затратам кино таких мастеров, как Шанталь Акерман («Не домашнее кино») или Лори Андерсон («Сердце собаки»)».
В основной программе этого года нет фильмов из России и республик бывшего Советского Союза и очень мало картин из Восточной Европы.
«Если вы ждете от меня объяснений, то у меня их нет, - заметил Кент Джонс. – Видимо, сейчас не самый лучший момент в развитии кинематографий этих стран и региона в целом. Наверное, и там есть интересные фильмы, но нам их не предложили. Да, некоторые продюсеры из этих стран предпочитают отдавать свои фильмы на кинофестивали в Венецию, Торонто и Теллурайд, рассчитывая их быстро продать. Мы ничего не имеем против».