Линки доступности

Цены на нефть достигли двухлетнего максимума


Цены на нефть достигли двухлетнего максимума
Цены на нефть достигли двухлетнего максимума

Владимир Шекоян, доктор экономических наук, эксперт в области международных финансов и экономики

На днях торги по нефтяным контрактам на Нью-Йоркской товарной бирже достигли 2-летнего максимума, не виданного здесь с сентября 2008г, и составили 108 долларов за баррель «легкой» техасской марки. На Лондонской бирже цена нефти-сырца решительно перешагнула за 120 долларов за баррель, причем торги не только проходили в пределах, близких к 2-х летнему максимуму, но зачастую превышая рекордный уровень.

Беспокойство нефтяных брокеров по поводу событий на Ближнем Востоке и в Северной Африке, и особенно – в Ливии и Йемене, объяснимо. В прошлом власти Триполи экспортировали 1,6 млн баррелей нефти в день, что составляло примерно 2% от мировых операций по нефти. Преобладающая часть ливийской нефти поступала на нефтеперерабатывающие предприятия Европы, а оттуда – непосредственно местным и заокеанским потребителям.

В настоящее время, европейские нефтеперерабатывающие заводы оказались в затруднительном положении из-за отсутствия поставляемого сырья, что стало одной из причин роста цен на их продукцию. Хотя в самой Ливии цена на бензин продолжает оставаться на неоправданно низком уровне – примерно 54 цента за галлон, тем не менее, события в этой стране не могли не сказаться на ситуации на мировом рынке энергоресурсов.

Следует также отметить, что хотя Йемен и не является крупным производителем нефти, тем не менее, продолжающийся внутриполитический кризис в этой стране может негативно повлиять на глобальную ситуацию – через транспортный коридор вдоль йеменского побережья проходит приблизительно 4% мирового экспорта нефти. Естественно, этот фактор тоже добавляет неопределенности и нервозности среди участников международных нефтяных операций.

Что это значит для США?


На мой взгляд, очевидно, что нынешний скачок цен на нефть вызван, в первую очередь, событиями, напрямую не связанными с финансово-экономическими процессами. Дело здесь не в возросшем потребительском спросе, а скорее, в воздействии «околорыночных» факторов.

Как свидетельствует статистика, в США – одном из главных потребителей нефтепродуктов – имеются достаточные запасы бензина и горюче-смазочных материалов. Тем не менее, в стране заметна обеспокоенность относительно высоких цен на бензин, и других видов топлива. В отличие от других категорий потребительских расходов, примерно половина средств, полученных от торговли продукцией нефтепереработки, «уплывают» за пределы США, таким образом, не оказывая должного стимулирующего воздействия на развитие американской экономики.

Эксперты подсчитали, что в том случае, если цены на энергоресурсы на протяжении текущего года установятся в среднем на уровне 100 долларов за баррель, то это замедлит экономический рост США на 0,3% – по сравнению с тем, если бы цена нефти держалась на уровне 80 долларов. В случае если среднегодовая цена барреля нефти установится в пределах 125 долларов, то это может привести к замедлению роста темпов развития на 1%. При цене нефти, равной 150 долларов за баррель, весьма реальной может стать перспектива новой рецессии.

Что это значит для России?

По понятным причинам, в России ситуация иная. Как известно, в государственном бюджете Российской Федерации на текущий финансовый год цена экспортируемой нефти заложена в пределах 75 долларов за баррель. В связи с неожиданным повышением цены и перспективой поступления в бюджет дополнительных средств от продажи углеводородного сырья, министр финансов России Алексей Кудрин заявил, что «поступающие дополнительные финансовые средства будут незамедлительно направлены на решение социальных проблем населения, и осуществление государственных програм, имеющих социальную направленность».

Прогнозы

Как свидетельствуют опыт прошлого, необоснованно высокие цены на топливо и продукты питания не могут оставаться таковыми на протяжении длительного промежутка времени. Как отметила в своем недавнем выступлении президент Федерального резервного банка Кливленда Сандра Пианалто (Sandra Pianalto): «Значительное увеличение стоимости энергоносителей и пищевых продуктов представляет из себя временное явление. Исторический опыт наглядно показывает, что за подобными явлениями зачастую следует период резкого понижения цен на данную продукцию».

Тем не менее, даже временный взлет цен может нанести существенный урон развитию экономики в целом. Еще свежи в памяти события прошлого года, когда едва оправившаяся после спада 2008г. американская экономика подверглась двойному натиску – со стороны неожиданно подорожавшей в феврале-апреле нефти, и последствий европейского кредитного кризиса.

В результате, наметившееся поступательное движение экономики США тогда замедлилось. Нельзя исключать, что история может повториться и на этот раз, причем довольно скоро.

Владимир Шекоян, доктор экономических наук, эксперт в области международных финансов и экономики

Другие новости экономики читайте в рубрике «Экономика»

XS
SM
MD
LG