Линки доступности

Дмитрий Медведев отмерил высоту «Газпрому»


На прошлой неделе президент России Дмитрий Медведев поддержал позицию ЮНЕСКО, выступающего против строительства в Санкт-Петербурге 400-метрового небоскреба «Охта-центр». Высшее российское руководство впервые публично прокомментировало проект компании «Газпром», споры вокруг которого не утихают вот уже пять лет.

Никаких споров вокруг проекта «Охта-центра» не возникло бы, если бы «Газпром» решил возвести свою петербургскую штаб-квартиру вне поля зрения международных наблюдателей – например, на намывных территориях Финского залива. Но, поскольку бизнес в России старается быть поближе к власти, а власть – поближе к центру, здесь плохо приживается общемировая практика размещения деловых центров вдали от исторических памятников.

Высотка «Газпрома» должна появиться на противоположном от Смольного собора берегу Невы – на месте, где до основания Петербурга стояла шведская крепость Ниеншанц. От исторического центра города стройку века отделяет лишь река. Что и вызывает ожесточенные баталии на протяжении вот уже пяти лет существования проекта стоимостью 600 млрд рублей. За это время газовый гигант потратил на проектные изыскания, отчисления в городскую казну и грандиозную пиар-компанию проекта около 7 млрд рублей. Однако переломить общественное мнение, как и позицию ЮНЕСКО, ему так и не удалось.

В конце 2010 года ОДЦ «Охта-центр» должен завершить археологические изыскания и приступить к нулевому циклу работ. А в конце прошлой недели в дискуссию вокруг небоскреба неожиданно включился президент Дмитрий Медведев. В письме в адрес руководителя Росохранкультуры, обнародованном в минувшую пятницу, он «особо отметил решение Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, призывающего приостановить все работы по проекту строительства в Санкт-Петербурге «Охта-центра» и рассмотреть его альтернативные варианты в плане высотности».

Правительство Санкт-Петербурга на этой неделе ограничилось обещанием «внимательно рассмотреть в соответствии с законодательством поступившие из администрации президента РФ рекомендации относительно строительства «Охта-центра». «На сегодня есть проект, все параметры которого заявлены публично. Есть постановление правительства Санкт-Петербурга, разрешающее отступление от высотного регламента. И пока никаких противоречий нет. Компания намерена соблюдать все нормы российского законодательства», – сообщили «Голосу Америки» в пресс-службе ОДЦ «Охта-центр».

Но понятно, что оставить вмешательство президента Медведева без внимания не могут, ни те, ни другие. Вопрос лишь в том, скорректирует «Газпром» свой проект или вовсе откажется от него. Тем временем эксперты продолжают спорить о целесообразности его строительства.

Автор проекта башни «Федерация» в Москве (высота комплекса со шпилем 506 м) архитектор Сергей Чобан говорит, что никогда не стал бы строить небоскреб в непосредственной близости к историческому центру Петербурга: «Высотные параметры «Охта-центра» выбраны ошибочно. Это же очевидно! В Санкт-Петербурге исторически сложилась особая режиссура доминант. Определяет ее высота Исаакиевского собора – 102 метра. И появление объекта в том виде, на котором настаивают его авторы, способно убить городской ландшафт. В районе, где строится «Охта-центр», уместна высота – 100-110 метров. При средней высоте застройки исторического центра, не превышающей 30 метров, троекратного превышения окружающего ландшафта для создания новой доминанты уже достаточно».

Архитектурный критик, историк архитектуры Алексей Лепорк считает, что и 150 м в этом районе не стали бы катастрофой, выбери инвестор другой проект. «Относительная доминанта способна оживить город. Но для этого она должна быть очень качественной архитектуры. А «Газпром» просто выбрал самый высокий проект из предложенных. Это говорит о том, что заказчик, несмотря на большие амбиции, сам не знал, что он хочет видеть на этом месте. Самоидентификация заказчиков – вообще проблема современной российской архитектуры. У российских компаний большие проблемы с корпоративной философией и это отражается на том, какие здания они заказывают», – говорит Алексей Лепрок.

Олег Барков, руководитель компании Knight Frank Saint-Petersburg, напротив, считает, что с философией у «Газпрома» как раз все в порядке: «Охта-центр» – не коммерческий проект, это символ глобальных корпоративных планов «Газпрома», к которым надо относиться с очень большим уважением. Речь идет о строительстве корпоративного офиса, так как «Газпром» создает в Санкт-Петербурге полноценный кластер своих компаний. Концепция проекта изначально не предполагала наличия здесь сторонних арендаторов. Так что, если его высотность будет понижена, в качестве штаб-квартиры проект по-прежнему может быть реализован».

Барков выражает сожаление, что если этот проект не будет утвержден, то «Газпрому», возможно, придется пожертвовать общественными функциями проекта «Охта-центр», в состав которого должен был войти, например, крупнейший в северной столице России концертно-фестивальный комплекс. По мнению Баркова, именно сочетание общественной и деловой функции, попытка сформировать новую городскую среду, делает проект таким притягательным.

«Понятно, что этот проект разрабатывался не из каких-то сиюминутных соображений. Он объединяет очень большое количество интересов, включая, прежде всего, интерес развития города. Проект мотивирован большим количеством обоснованных экспертных позиций и мнений. И для того, чтобы этот проект отстаивать, объяснять его целесообразность, вести дело к его реализации, есть много оснований», – выражает позицию парламентского большинства руководитель исполнительного комитета Санкт-Петербургского регионального отделения партии «Единая Россия» Дмитрий Юрьев.

Тем не менее, подчеркивает господин Юрьев, «ни власть, ни государство, ни партия не намерены здесь ломать общественное мнение об колено». «Вся деятельность по продвижению этого проекта будет и впредь вестись методами общественного диалога. А диалог это такая вещь, в которой всегда есть движение в обе стороны. Я думаю, пройдет время, и город, страна, профессиональное сообщество, общественность выйдут на согласованные позиции, которые помогут найти формат участия такой важной экономической силы, как «Газпром», в жизни Петербурга», – говорит Юрьев.

Проект строительства небоскреба в Петербурге будет рассматриваться на заседании Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО 30 июля-10 августа. Таким образом, на то, чтобы приблизиться к нужному формату, у сторон этого конфликта, есть еще два месяца.

Впрочем, экономически проект «отобьется» в любом случае, считают эксперты. «Если «Газпром» передаст участок партнеру, которому не придется ничего платить вперед, то на 7 млрд руб. инвестиций, вложенных в развитие этой территории по альтернативному плану, можно получить хорошую отдачу», – считает директор по привлечению российских проектов британского инвест-фонда Aberdeen Дмитрий Чубик.

Вопрос в том, насколько эмоциональной будет реакция руководства «Газпрома» на попытку укоротить будущий символ глобальных планов компании.

XS
SM
MD
LG