Линки доступности

Юрий Лужков: Россия переживает темные времена


Юрий Лужков
Юрий Лужков

New York Times комментирует данное Интерфаксу интервью экс-мэра Москвы, сравнившего современную Россию со средневековой Византией

Бывший мэр Москвы Юрий Лужков, который не так давно был одним из самых влиятельных российских политиков, в интервью агентству Интерфакс сравнил современную Россию с огромной Византийской империей, в которой все подчинено удовлетворению прихотей Кремля.

В своем первом большом интервью после смещения с поста мэра Москвы год назад Лужков заявил, что Кремль выхолостил всю политическую активность в стране. Он осудил коррупционную бизнес-среду, сложившуюся в России, и выразил опасения, что его жена-миллиардер может стать жертвой преследований, если решит вернуться в Россию из Западной Европы, где она проживает.

«Наша страна переживает очень темные времена, – говорит он. – Мы видим отсутствие политической деятельности, полное засилье администрации над всеми институтами, в том числе политическими».

Лужков, как обращает внимание New York Times, считает, что все основные российские политические партии являются марионеточными. Только КПРФ пыталась сопротивляться вмешательству Кремля, но безуспешно. Особо досталось от Лужкова «Единой России», возглавляемой премьер-министром Владимиром Путиным.

«Фракция «Единой России» в Госдуме, которая имеет квалифицированное большинство, превратилась в «служанку» Кремля и правительства. Ни по одному закону она не заняла самостоятельной позиции», – эти слова бывшего мэр Москвы цитирует ведущее американское издание.

Интервью Лужкова, полагает New York Times, стало очередным выпадом бывшего политического инсайдера в адрес российских лидеров накануне начала предвыборного сезона, по окончании которого должен определиться следующий президент России.

На прошлой неделе, напоминает издание, один из российских миллиардеров Михаил Прохоров заявил, что российской партийной системой руководит кремлевский «кукловод». Заявление Прохорова последовало после смещения его с поста руководителя «Правого дела» – новой реформаторской партии, которая, по его словам, оказалась под контролем Кремля.

Нынешнее интервью Лужкова, по мнению американской газеты, это «тот редкий случай, когда российское руководство столкнулось с публичной критикой со стороны людей, которые в свое время вложили немало сил, чтобы сохранить статус-кво».

Лужков работал на посту мэра Москвы и был влиятельным игроком российской политики в течение 18 лет. В прошлом году он был смещен со своего поста после того, как выразил сомнения в компетенции президента Дмитрия Медведева. Он стал одной из первых влиятельных фигур, открыто вступивших в дискуссию, которая, очевидно, идет за кулисами политической сцены: должен ли Медведев выдвинуть свою кандидатуру на второй срок или уступить дорогу Путину для возвращения последнего на пост президента.

В интервью Интерфаксу Лужков сказал, что оба лидера намеренно затягивают с объявлением решения по этому вопросу, потому как только состояние неопределенности может заставить чиновников продолжать выполнять свои обязанности.

«В нашей стране Византия возродилась в каком-то гипертрофированном виде, – заметил он. – Если бы раньше было объявлено, кто именно будет выдвигаться на президентский пост, люди перестали бы работать».

После отставки Лужков начал преподавать в одном из московских университетов. В интервью он дал понять, что не исключает возвращения в политику, однако о конкретных планах распространяться не стал. Бизнес его тоже не привлекает.

«Сегодня заниматься бизнесом в нашей стране невозможно, – объяснил он. – Много случаев рейдерства, гринмэйла, необоснованных решений государственных органов в отношении бизнесменов. Не случайно капиталы, как и люди, бегут из России».

Одним из «сбежавших» стала его жена – Елена Батурина. Работая в строительной сфере, во времена, когда Лужков возглавлял мэрию Москвы, она стала самой богатой женщиной России. Сегодня, опасаясь возможного уголовного преследования в связи со своей предпринимательской деятельностью, она живет в Западной Европе.

«Елена вернется в Россию, когда будет уверена в том, что она гарантированно сможет вернуться к своим детям, обучающимся в Англии, – сказал Лужков. – Сегодня таких гарантий власть, преследующая нашу семью, дать не может».

Другие материалы о событиях в России читайте в рубрике «Россия»

XS
SM
MD
LG