Линки доступности

Будущее Юрия Лужкова в политике


Будущее Юрия Лужкова в политике
Будущее Юрия Лужкова в политике

Экс-мэр Москвы Юрий Лужков, наконец, заговорил и нарушил то шоковое молчание, которое поразило московские власти после оглушительной для них и всего общества информационной кампании против Лужкова и прекращения 18-летнего правления градоначальника в связи с недоверием президента.

Экс-мэр заговорил – и не где-нибудь, а на страницах одного из самых ярких и хлестких оппозиционных изданий, журнала «The New Times». У него не оставалось вариантов – даже на ранее лояльном Лужкову ТВЦ так и не прошел «Момент истины» Караулова в защиту градоначальника. Из-за технической накладки, объясняют на ТВЦ, а может быть, из-за чего-то еще, считают другие.

Так или иначе, Андрей Караулов комментариев сейчас не дает, равно как и его коллега по ТВЦ Алексей Пушков, с которым также попытался связаться корреспондент «Голоса Америки».

По мнению самого Юрия Лужкова, программа не прошла из-за кремлевской цензуры. Об этом он прямо написал в письме президенту Дмитрию Медведеву, которое во вторник, в день отставки, появилось в «The New Times». Но Лужков направил его Медведеву накануне указа об отрешении.

Это письмо не только повторяет предположение супруги Лужкова Елены Батуриной о том, что кто-то в президентской администрации развязал войну против него, но и является беспрецедентным по своему тону для современной российской политики.

Письмо Лужкова

В своем письме Лужков говорит, что «у нас в стране страх высказывать свое мнение существует с 37-го года».

«Если руководство страны такими высказываниями только поддерживает этот страх, - продолжает Лужков, - если в нашей Государственной Думе говорят, что парламент – не место для дискуссий, то легко перейти к ситуации, когда в стране есть только один руководитель, слова которого “ложатся в граните” и которому надо следовать во всем и беспрекословно».

Лужков упрекает Медведева в том, что его действия расходятся с красивыми речами о демократии, звучавшими в Ярославле.

Заключение письма воспринимается почти как ультиматум: «Уговорить меня подать заявление “по личной просьбе” невозможно. За кресло мэра – не держусь, но службой москвичам – дорожу. Вариантов всего два: при наличии весомых оснований, освободить меня или публично отмежеваться от тех, кто сделал Вам такую дикую услугу».

Интервью

В «The New Times» появился также анонс интервью с Юрием Лужковым.

Во-первых, бывший мэр опровергает информацию, распространенную его другом Иосифом Кобзоном, о том, что он будет обжаловать решение президента в Верховном суде. Отметим, что незадолго до этого «Ведомости» со ссылкой на анонимный источник сообщили, что СКП при прокуратуре и МВД начали проверки в отношении Лужкова и Батуриной, которые могут привести к возбуждению уголовных дел.

Во-вторых, Лужков говорит, что останется в политике, но баллотироваться на президентских выборах 2012 он не будет, хотя многие в последние дни вспоминали о президентских амбициях Лужкова в конце правления Бориса Ельцина.

Куда подастся Лужков?

Итак, Лужков заявил о намерении идти в политику, но не баллотироваться на выборах 2012. Он также вышел из политсовета «Единой России», одним из создателей которой явился. Кроме того, в письме к Медведеву он сделал очередной выпад в адрес «немцовых» и «вечно несогласных». На кого же рассчитывает Лужков? Быть может, на губернаторов-тяжеловесов, которых теперь уже совсем не осталось в российской власти?

Сергей Марков, депутат Госдумы от «Единой России», директор Института политических исследований, считает создание такой «партии пенсионеров», как он выразился, маловероятным.

Марков убежден, что Лужкову следует начать сотрудничать с федеральной властью: «Лучше всего, чтобы Лужков помогал президенту, премьеру, в том чисел в изменении системы (функционирования Москвы – В.Л.). Он лучше всех знает ее недостатки».

«Если Юрий Михайлович будет писать обличительные письма в стиле Андрея Курбского, конечно, вряд ли сотрудничество будет, - добавил Марков. - Но если Юрий Михайлович раскается, попросит дать ему возможность помочь новому руководству, то это вполне может быть приемлемо».

Идею, высказанную ранее Николаем Петровым, членом научного совета Московского Центра Карнеги, о том, что Лужков мог бы консолидировать вокруг себя «непитерских» политиков, Марков опровергает. «Питерцы – это наши люди», - сказал Марков и в качестве примера сослался на «самого популярного питерца» - Владимира Путина.

По мнению Маркова, у Лужкова есть «теоретическая возможность» уйти в оппозицию. Но это опровергает, в свою очередь, лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов: «Я вполне допускаю, что Лужков не уйдет на пенсию разводить пчел, а будет пытаться вокруг себя создать группу поддержки, оппозиционную какую-то силу. Но вряд ли мы будем с Лужковым заключать какой-то союз, даже если он будет по-прежнему озвучивать какие-то требования, которые совпадают с нашими, – возвращение выборов, например».

Между тем Удальцов предположил, что за годы правления Москвой у Лужкова накопилось много компромата «на многих высших должностных лиц, которые сейчас находятся во власти» и «он этими тоже аргументами апеллирует, когда ведет дискуссию с федеральным центром».

«Поэтому, - подытожил Удальцов, - я все же не исключаю варианта, что он попытается стать таким оппозиционером, попытается собрать вокруг себя какое-то движение и будет продолжать политическую деятельность, используя старые связи, возможности и так далее». «А может быть, он просто обозначает борьбу, чтобы сохранить лицо», - прибавил Удальцов.

И Удальцов, и Марков согласились, что Лужков мог бы также объединить вокруг себя умеренных националистов. Так найдутся ли те, кто поддержит Лужкова?

Комитет защиты мэра города Москвы

Этот комитет был создан в рамках организации Комитет за гражданские права – как раз в то время, когда началась информационная кампания против Юрия Лужкова.

В комитет вошли разные люди, не только сторонники, но и оппоненты Лужкова, которые, однако, были возмущены событиями последнего времени. Они решили отстаивать честь мэра Москвы.

«Со стороны руководителей высшего управленческого звена производятся действия, которые, по нашему мнению, отрицательно влияют на стабильность и в городе, и в стране. Мы напрямую связываем многомиллионный мегаполис Москву со страной, с Россией, потому что Москва – это сердце России», - сказал в интервью корреспонденту «Голоса Америки» один из членов комитета Валерий Габисов, президент Ассоциации гуманизации правоприменительных органов в РФ.

«Мы готовы поддержать любую инициативу руководителя государства, которая вначале будет основана на нравственных законах, общечеловеческих ценностях, а потом уже на тех законах, в соответствии с которыми мы живем, - заявил Габисов. - А кричать, что мы правое государство и применять закон, как дышло: куда повернул, туда и вышло – это приводит к обратному результату».

«Народ у нас очень прозревает», - подчеркнул Валерий Габисов и отметил, что ему бы очень не хотелось, «чтобы подобные действия привели к серьезным последствиям».

XS
SM
MD
LG