Линки доступности

Ядерные террористы опаснее ядерного Ирана


Изготовить ядерное оружие – дело нехитрое. Для создания «грязной» бомбы необходимы обогащенный уран и пара специалистов. Гораздо сложнее провезти ядерные материалы через границы развитых государств. Международное сообщество уделяет много внимания предотвращению контрабанды опасных материалов, особенно через территории государств, потенциально вовлеченных в теневой рынок ядерных веществ.

Три ведущих американских журналиста провели исследование в рамках проекта «Международная журналистика» при Фонде Стэнли о том, насколько высок риск ядерной атаки для международной безопасности.

Независимая американская журналистка Шарон Вайнбергер подняла вопрос эффективности программ американского правительства в предотвращении ядерной угрозы. Вайнбергер отправилась в Грузию, которая часто используется контрабандистами как транзитная зона для перевозки ядерных веществ. Там журналистка решила выяснить, выполняют ли свою цель детекторы радиоактивного материала, установленные американцами на приграничных постах. Работают ли детекторы исправно? Имеют ли местные пограничники достаточно навыков, чтобы правильно использовать технику? Что происходит после того как задерживается опасный материал?

По словам Вайнбергер, не все пограничные точки в Грузии отвечают требованиям американского правительства. На границе с Турцией, например, детекторы не включены. А граница с Южной Осетией, хотя и охраняется российскими пограничниками, часто пропускает целые автобусы с людьми и товарами без проверки. Но есть и пограничные пункты, которые ловят даже самое слабое излучение, что вселяет оптимизм, так как «любые малые дозы опасных веществ могут использоваться при изготовлении «грязной» бомбы», отмечает Вайнбергер.

Обозреватель журнала American Prospect Тара Маккелви подчеркивает важность сотрудничества между российскими и американскими научными кругами. Хотя Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений между Россией и США и предполагает обмен знаниями и информацией между двумя странами, научные круги тоже должны быть вовлечены в сотрудничество. Но ученые обеих стран все еще страдают от пережитков холодной войны и мало друг другу доверяют, считает Маккелви и предлагает выход из этой ситуации: «Можно создать совместную консультативную группу из одинакового количества ученых с каждой стороны для обмена информацией и опытом в ядерных учениях между США и Россией».

В качестве примера такого места, где можно легко купить или украсть опасные материалы, Маккелви приводит подмосковный город Электросталь. Ядерное топливо производится там еще с советских времен. Ядерные вещества охраняются буквально «одной злой собакой, которая, конечно, испугала меня, – рассказывает Маккелви. – Но испугает ли она преступников?» В прошлом местная мафия и бывшие сотрудники министерства внутренних дел были пойманы при попытке продать уран, обогащенный на предприятии в Электростали.

Иран является одним из потенциальных крупных клиентов контрабандистов ядерного оружия. Многие международные специалисты предсказывают, что Иран разработает атомную бомбу к 2012 году. По наблюдениям Джоби Уоррик из газеты «Вашингтон пост», соседи Ирана единодушны во мнении о том, что скорее всего Иран не станет сбрасывать бомбу на США, Европу или Израиль. «Это будет самоуничтожением для Ирана», – считает Уоррик. Но при этом Тегеран заставил своих соседей тоже начать разработку ядерных технологий. Практически весь Ближний Восток – от Египта до Арабских Эмиратов – уже начал строительство ядерной инфраструктуры, и скорее всего эти государства будут иметь первые ядерные объекты уже в 2017 году.

Даже если Тегеран и воздержится от атаки, международное сообщество не может отслеживать контрабанду обогащенного урана криминальными кругами и террористами из Ирана. Опасность же кроется именно в контрабанде урана: в отличие от периода холодной войны, когда политика сдерживания предохранила Советский Союз и США от ядерной атаки, такой подход неадекватен, если речь идет о террористах.

XS
SM
MD
LG