Линки доступности

Республиканцы критикуют сделку по освобождению американского солдата


Советник национальной безопасности Райс: «Бергдал был не заложником, а военнопленным»

Неделю назад, когда Америка отмечала День поминовения соотечественников, погибших в войнах, http://www.golos-ameriki.ru/media/photogallery/memorial-day-byker/1922744.html, по Вашингтону прокатился традиционный байкер-парад - многие мотоциклисты были с черными флагами с аббревиатурами POW и MIA, обозначающими пропавших без вести и взятых в плен. За последние пять лет, американская общественность мало слышала о Боу Бергдале - единственном солдате, похищенном во время американо-афганской войны. Помимо его родителей и сторонников в городке Хейли в штате Айдахо, кампанией по информированию американцев на тему его плена занимались в основном байкеры организации «Громовой шквал», задавшиеся целью не дать забыть американских военнопленных и пропавших без вести.

В эти выходные, множество местных отделений организации по всей стране, от Иллинойса до Калифорнии, сделали заявления по поводу освобождения Бергдала. Некоторые открыто признавались, что все эти годы боялись, что в лучшем случае США удастся получить его тело. Денис Рейтер из иллинойского отделения «Громового шквала» говорит, что он прослезился от волнения, когда узнал об освобождении солдата. «Это должно стать прецедентом поиска пленных других войн, которые еще живы», - говорит он.

Между тем республиканские законодатели опасаются создания другого прецедента - изменения политики США в отношении переговоров с террористами. Сенатор-республиканец Тед Круз заявил в интервью каналу ABC, что он «крайне обеспокоен» тем, как была реализована сделка. «Я не думаю, что освобождение агрессивных террористов является правильным способом борьбы с терроризмом, - сказал он. - Есть и другие способы - мы могли бы использовать военную силу для освобождения наших захваченных соотечественников. В тот момент, когда ты начинаешь вести переговоры с террористами, у них появляется стимул похищать других наших солдат».

Конгрессмен Адам Кинцингер, который сам служил в прошлом в Ираке и Афганистане, сказал что он «шокирован» сделкой.

Республиканцы также обвинили администрацию президента Обамы в нарушении закона, требующего поставить законодателей в известность как минимум за месяц до перевода куда бы то ни было заключенных из Гуантанамо. В администрации считают, что этот пункт противоречит конституции, ограничивает полномочия президента в качестве верховного главнокомандующего, а также подчеркивают, что в случае с освобождением Бергдала, необходимо было действовать быстро ради спасения его жизни.

Сенатор-республиканец Джон Маккейн считает, что полученных объяснений недостаточно.

«Речь идет о террористах, руки которых обагрены кровью американцев и бессчетных афганцев, - утверждает он. - Я с нетерпением жду объяснений, какие конкретно меры собираются предпринять для того, чтобы гарантировать, что эти радикальные и агрессивные представители талибов не вернулись к борьбе против США и наших союзников, а также не приняли участие в деятельности, угрожающей миру и безопасности Афганистана».

Конгрессмен Ховард Маккион - председатель Комитета вооруженных сил Палаты представителей - и сенатор Джеймс Инхоф сделали совместное заявление, в котором они предупредили, что сделка может негативно отразиться на американских солдатах - и на всех американцах. Глава комитета по разведке Палаты представителей Майк Роджерс задал вопрос, означает ли это конец политики «мы не ведем переговоров с террористами».

Отвечая на этот же вопрос в воскресном интервью каналу CNN, советник по национальной безопасности Сюзан Райс заявила: «на нас всегда лежала ответственность вернуть наших солдат с поля боя. И если мы будем вынуждены бросить солдата из-за того, кто его захватил - это будет означать новую эру наших отношений с нашими мужчинами и женщинами в форме. То, что это были талибы, не освобождает нас от ответственности вернуть нашего военнослужащего».

Райс подчеркнула, что США вели переговоры с правительством Катара, и они продолжались несколько лет - последний раунд начался в конце прошлого года.

Министр обороны США Чак Хейгел заявил в воскресенье, что окончательное решение по поводу утверждения сделки принял президент Обама, но он поддерживает это решение. «Это было сделано ради спасения жизни сержанта Бергдала, - сказал Хейгел. - До нас дошла информация о том, что состояние его здоровья ухудшается. Был вопрос по поводу его безопасности. У нас появилась возможность - и мы ее использовали».

Сенатор-демократ Клэр Маккаскил также выступила в защиту сделки, подчеркнув, что Боу Бергдал был военопленным, а не заложником.

«Это совсем другое дело, когда мы ведем переговоры с нашими врагами по поводу освобождения военнопленных, - сказала она. - В нашей истории много таких сделок. И к сожалению, нашими врагами сейчас являются не национальные государства, а террористические организации. И если бы Бергдал погиб, и выяснилось бы, что у нас была возможность спасти его - республиканцы сейчас подняли бы очень большой шум».
XS
SM
MD
LG