Линки доступности

Эксперты заявили об опасных последствиях прекращения договора СНВ-3


Барак Обама и Дмитрий Медведев подписывают договор СНВ в Пражском Граде в Праге, 8 апреля 2010
Барак Обама и Дмитрий Медведев подписывают договор СНВ в Пражском Граде в Праге, 8 апреля 2010

Исследователи из CNA Corp считают, что в этом случае США и Россия не смогут достоверно оценивать объемы ядерных арсеналов друг друга

Ликвидация единственного российско-американского соглашения по контролю над вооружениями, устанавливающего ограничения на развернутое ядерное оружие, приведет к тому, что каждой стороне будет сложнее оценивать намерения другой.

Кроме того, у них появятся стимулы для расширения своих арсеналов, говорится в новом исследовании.

Прекращение договора СНВ-3 также может подорвать доверие к Договору о нераспространении ядерного оружия, призывающему ядерные государства, включая США и Россию, вести работу над ядерным разоружением.

Это может также повлиять на ядерную политику Китая, который исторически проявлял сдержанность.

Исследование, проведенное некоммерческой исследовательской организацией CNA Corp, является на сегодняшний день наиболее подробной публичной экспертизой последствий прекращения договора СНВ-3.

Авторы исследования выступают за продление договора, заключенного в 2011 году и истекающего в феврале 2021 года. Он может быть продлен на пять лет, если с этим согласятся обе стороны.

Американская администрация оценивает целесообразность продления договора, который президент Дональд Трамп назвал плохой сделкой, и против которого давно выступает его советник по национальной безопасности Джон Болтон.

Россия заявляет, что она готова продлить договор СНВ-3, но сначала хочет обсудить действия США, которые она расценивает, как нарушения договора.

В соответствии с договором СНВ-3, США и Россия могут иметь не больше 1550 развернутых стратегических ядерных боеголовок, что является самым низким уровнем за несколько десятилетий. Соглашение также вводит ограничения на системы доставки – ракеты наземного и подводного базирования и ядерные бомбардировщики.

Он также включает обширные меры по обеспечению транспарентности, требуя от каждой стороны допускать до 10 инспекций стратегических ядерных баз в год. Стороны также должны уведомлять друг друга за 48 часов о выходе с заводов новых ракет, попадающих под действие договора, и информировать друг друга о предстоящих запусках баллистических ракет.

Обе стороны также должны обмениваться данными, декларируя свои развернутые стратегические ядерные боеголовки, средства доставки и пусковые установки, включая расклад по каждой отдельной базе.

Все это закончится, если договор прекратит существование.

«Ни у одной из сторон не будет той же степени уверенности в ее способности оценить точное количество боеголовок, имеющееся у другой стороны, – пишет в исследовании Винс Манзо из CNA. – Еще одним вероятным результатом станет планирование, ориентированное на худший сценарий».

«Повышение непрозрачности между американскими и российскими стратегическими ядерными силами будет происходить в более широком контексте нарастания недоверия и расхождений во взглядах на стратегию и намерения», – добавил он.

Без этих данных США придется перераспределить задачи для их перегруженных спутников, возможно, уделяя больше внимания России и меньше – Китаю, Ирану и Северной Корее.

Другой жертвой прекращения договора может стать глобальный режим нераспространения. Неядерные государства могут усомниться в том, что США и Россия продолжат работу по ядерному разоружению в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия, говорится в исследовании.

Хотя невозможно предсказать, как на прекращение договора СНВ-3 отреагирует Китай, который, по некоторым оценкам, имеет около 280 ядерных боеголовок, исследование указывает на факторы, которые могут вынудить Пекин увеличить его потенциал.

Без договора, ограничивающего ядерные силы США и России, Китай может переоценить их арсеналы.

Исследование рекомендует США и России принять шаги по снижению рисков, связанных с прекращением договора, включая добровольное соблюдение установленных им ограничений и продолжение обмена данными.

Он также рекомендует Вашингтону предложить ежегодный обмен информации о ядерных вооружениях и диалог с Пекином.

XS
SM
MD
LG