Линки доступности

«Навальный» стал фильмом-сюрпризом кинофестиваля Санденс


Режиссер Дэниел Роэр во время пресс-конференции.
Фото с монитора
Режиссер Дэниел Роэр во время пресс-конференции. Фото с монитора

Создатели нового фильма о Навальном уверяют, что его смогут легально показать в России

Главной сенсацией проходящего в Парк-Сити (штат Юта) 44-го кинофестиваля независимого кино Санденс (Sundance Film Festival) стала мировая премьера нового документального фильма «Навальный» (Navalny). Полнометражную ленту показали во вторник, 25 января в виртуальном формате. Только накануне премьеры устроители обнародовали название фильма, который фигурировал в программе как «фильм-загадка».

Беспрецедентный доступ

В картине показан драматичный отрезок жизни лидера российской оппозиции, основателя Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального с момента его отравления в августе 2020 года во время перелета из Томска в Москву и до его ареста 17 января 2021 года, когда после реабилитации в Германии он вернулся в Россию. Как известно, он был арестован в аэропорту Шереметьево, осужден на длительный срок по обвинениям, которые многие считают сфабрикованными, и помещен в колонию. В заключении Навальный находится уже больше года.
После премьеры 29-летний режиссер-канадец Дэниел Роэр (Daniel Roher), дочь Алексея Навального Дарья, участники событий, продюсеры фильма и члены съемочной группы в онлайновом формате ответили на вопросы директора фестиваля Табиты Джексон и журналистов.

Как начинался проект?

«8 ноября 2020 года мы сидели с Христо Грозевым в Вене, – рассказал Дэниел Роэр. – Обсуждали разные проекты, я был на перепутье и как раз размышлял, чем бы мне заняться. Христо предложил снять кино про Навального».
Роэр, уроженец Торонто, известен как режиссер по музыкальному документальному фильму «Когда-то были братьями» (Once Were Brothers) о музыканте Робби Робертсоне и рок-группе The Band. Этот фильм открывал кинофестиваль в Торонто в 2019 году.

Участники пресс-конференции. Фото с монитора.
Участники пресс-конференции. Фото с монитора.

«Мы не могли представить премьеру нашего фильма о Навальном где-либо еще, - заявил Дэниел Роэр. – Смелое противостояние несправедливости заложено в ДНК Санденса с самого первого дня его существования. Я и моя команда счастливы, что аудитория Санденса стала первой, кто увидел наш фильм и убедится в невероятной личной храбрости Алексея Навального».
Как подчеркнула Табита Джексон, мировая премьера совпала с резким ростом напряженности в отношениях России и США из-за угрозы военного вторжения российских войск в Украину. В аннотации фильм фигурирует как «откровенный документальный триллер». Режиссер получил беспрецедентный доступ к самому Навальному, его семье и ближнему кругу на протяжении многих месяцев.

В пресс-конференции приняли участие сопродюсеры фильма Дайан Бекер, Мелани Миллер, Шейн Борис и Одесса Раи. Фильм финансировали совместно киноподразделение CNN и кабельно-стриминговый сервис HBO Max. Сообщается, что фильм будет доступен подписчикам на стриминг этих сервисов, но конкретную дату релиза в Северной Америке пока не называют. Другие права на дистрибуцию еще не проданы. Участники пресс-конференции выразили уверенность, что фильм будет легальным образом показан в России, но от дальнейших объяснений воздержались.

«Навальный». Кадр из фильма. Courtesy photo
«Навальный». Кадр из фильма. Courtesy photo

В фильме впервые показываются многие кадры, снятые в Томске, Омске, Германии и во время авиаперелетов. Юлия Навальная говорит, что запретила всем фотографировать и снимать на видео ее мужа. «Я боялась, что это будут последние его снимки и хотела запомнить его другим, жизнерадостным, классным, здоровым, а не с кучей трубок», – говорит она в фильме.

«Если вас убьют»

Сообщается, что Роэр отснял для фильма примерно 500 часов футеджа. Мы видим неизвестные кадры пребывания Навального в Германии, его реабилитации в живописном зимнем Шварцвальде. Вот эмоционально окрашенные и претендующие на символику кадры, снятые, очевидно, дроном – политик занимается джоггингом, пересекая огромное снежное поле по накатанной дорожке. Вот трогательные проводы Алексея и Юлии Навальных их дочери Даши, вылетающей из Германии в США, где она учится в Стэнфордском университете.

Ключевым эпизодом фильма по накалу эмоций можно считать неожиданно удавшийся пранк-звонок, срежиссированный Навальным совместно с болгарским медиаэкспертом, журналистом-расследователем издания Bellingcat Христо Грозевым. Ранее в результате кропотливого расследования Грозеву удалось установить имена и контактную информацию нескольких сотрудников российских спецслужб, непосредственно участвовавших в операции по отравлению Навального.

«Зачем вы хотели меня убить?» – без экивоков спрашивал Навальный, набирая по телефону выявленные номера участников спецоперации. Естественно, на этом разговор заканчивался, так и не начавшись. Но в одном случае Навальный решил «разыграть» собеседника. Позвонив ему, он представился как некий коллега-службист, который будто бы пишет внутренний отчет начальству с указанием недостатков при проведении спецоперации в Сибири по отравлению оппозиционера. Константин Кудрявцев – так зовут собеседника – наживку проглотил и выдал целый ряд неожиданных откровений, которые подтверждают сам факт секретной операции и указывают на конкретные методы кремлевских киллеров, в частности нанесение отравляющего вещества «Новичок» на определенные предметы одежды жертвы операции. Этот эпизод ранее показывался на интернет-канале Навального.

«Навальный». Кадр из фильма. Courtesy photo
«Навальный». Кадр из фильма. Courtesy photo

Продюсеры и авторы фильма подчеркивали, что из-за провокативности материала и предположительного «интереса» к фильму со стороны российских спецслужб они были вынуждены следовать повышенным мерам безопасности. Так, в переписке между собой они называли фильм кодовым названием «LP№9» («Любовный напиток номер 9» – отсыл к известной песне и фильму). Соратница Навального Мария Певчих признается, что поначалу она с некоторой опаской относилась к Грозеву, подозревая, что он не журналист, а агент ЦРУ или МИ-6. Сейчас они об этом говорят с улыбкой.

«Мы очень рады, что заполучили этот фильм для нашего фестиваля, – сказала Табита Джексон. – Когда в начале осени я посмотрела картину, то не сомневалась ни минуты – да, мы ее хотим и будем ждать. Убедительное сверхактуальное кино, невероятная осведомленность, бесстрашная расследовательская журналистика, притягательный герой, говорящий властям правду, и все это блистательно смонтировано, снято и спродюсировано – как своевременный документальный триллер, в котором мы имеем дело с самыми высокими ставками – ставками свободы выражения, свободы слова».

«Если бы Том Клэнси или Джон Ле Карре сочинили события, описанные в фильме «Навальный» Дэниела Роэра, – пишет в рецензии в «Голливуд Рипортер» Дэниел Файнберг, – их можно было посчитать слишком соответствующими жанру. Тревожный фильм настолько захватывает, насколько он и грустен. Через тридцать лет после распада Советского Союза вот как выглядит демократия в России...»

«Навальный». Кадр из фильма. Courtesy photo
«Навальный». Кадр из фильма. Courtesy photo

Режиссер задает в фильме Навальному вопрос: каково будет его послание русским людям в случае, если его убьют? Если меня убьют – не сдавайтесь, ответил политик. Если они решили меня убить, значит, мы очень сильны. Все что нужно для торжества зла – это бездействие хороших людей.

«Я хочу, чтобы об истории Навального узнали все люди в мире, – сказал Дэниел Роэр. – Люди должны выразить свое отношение и добиваться освобождения Алексея. Нужно сделать выводы тем, кто делает бизнес с Россией. К Путину следует относиться также, как к лидеру Северной Кореи».

Фильм о Навальном стал десятой лентой в конкурсной категории американской документалистики Санденса-2022. Он, несомненно, составит серьезную конкуренцию двум другим очевидным фаворитам этой секции – фильму «Принцесса» (The Princess) о драматичной судьбе принцессы Дианы и фильму «Мы - Джейн» (The Janes) на очень актуальную для Америки тему абортов. Победителей фестиваля назовут 28 января, а сам он завершится 30 января.

XS
SM
MD
LG