Линки доступности

Эксперты: Россию и НАТО ждут новые отношения


Эксперты: Россию и НАТО ждут новые отношения
Эксперты: Россию и НАТО ждут новые отношения

Новая стратегическая концепция НАТО, которая будет рассмотрена 19-20 ноября в ходе саммита альянса в Лиссабоне, закрепит более тесные отношения с Россией. Об этом в четверг 18 ноября заявил профессор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Григорий Перепелица. Во время круглого стола, посвященного предстоящему событию в Португалии, он отметил, что уровень этих отношений позволит России быть среди центральных партнеров Североатлантического альянса.

В фокусе саммита – Россия и Афганистан

«Россия в новой стратегической концепции НАТО является главным и центральным партнером. Такая роль в альянсе России еще никогда не отводилась. Очевидно, это даст ей колоссальные шансы», – утверждает профессор Григорий Перепелица. По его мнению, новые возможности для России означают все большее вовлечение Украины «под крышу» своего соседа.

Напомним, что 19 ноября в Лиссабоне соберутся руководители 28 государств-членов Организации североатлантического договора (НАТО). Во время этой встречи страны-участницы примут новую стратегическую концепцию альянса на ближайшие десять лет.

Делегацию Украины на мероприятии, в отличие от России и Грузии, возглавит не президент страны, а министр иностранных дел Константин Грищенко. На данный момент этому факту нет официального объяснения.

По мнению профессора Григория Перепелицы, Североатлантический альянс готов к тому, чтобы пересмотреть механизм привлечения новых членов – преимущественно из стран-лидеров мировой геополитики. «Мы видим кардинальные изменения в подходе формирования глобальной стратегии НАТО. Европа больше не является центром его притяжения. И в этом я вижу большой вызов для европейской безопасности и самого альянса. Это абсолютно другая расстановка приоритетов политики НАТО», – заявляет Григорий Перепелица.

Вместе с тем эксперт считает, что Афганистан все еще будет оставаться среди наиболее серьезных проблем для стран-участниц НАТО. «Тех ресурсов, которые есть у альянса, абсолютно не достаточно для решения афганского вопроса, поскольку нынешняя ситуация в этой стране связана не с войной, а с экономическими проблемами возрождения Афганистана. И пока эта часть проблемы не меняется к лучшему», – отмечает профессор Перепелица.

Украинский вопрос в НАТО

По мнению других экспертов круглого стола, в новой стратегической концепции НАТО, которая фактически является дорожной картой для сотрудничества с альянсом на ближайшие десять лет, Украине будет отведено второстепенное значение. Эксперт Олег Кокошинский считает, что такое положение вещей – результат непродуманной внешней политики официального Киева.

«Отказом президента Украины приехать в Лиссабон страна продемонстрировала свое отношение к тому, чем был альянс для нее последние двадцать лет, – говорит вице-президент Ассоциации международного сотрудничества «Атлантический совет Украины» Олег Кокошинский. – А ведь все это время НАТО фактически обеспечивало баланс сил в отношениях с Россией. По-видимому, внешняя политика не является «коньком» сегодняшней власти, приоритетом для администрации президента. Иначе тяжело объяснить, почему лидер страны не проявляет инициативы для личного посещения саммита альянса.

Вместе с тем Олег Кокошинский утверждает, что Украина – одна из немногих стран вне альянса, которая выполняет задачи НАТО наряду с ее постоянными членами.

«Украина является донором безопасности в мире. НАТО проводит шесть миссий за границами стран-участниц, и в большинстве из них принимают участие специалисты из Украины. Ее значительная роль в миротворческих процессах на планете в сотрудничестве с НАТО, ОБСЕ, ООН достигнута в прямом смысле потом и кровью. И нам нельзя отказываться от этого имиджа», – добавляет еще один участник круглого стола в Киеве, председатель Координационного совета Лиги украинской общественности «Украина-НАТО» Сергей Джердж.

Внеблоковый статус Украины, закрепленный в основах внутренней и внешней политики, он называет декларацией, неспособной защитить страну от возможной агрессии. «Нет необходимости самоизолироваться в мире, прикрываться внеблоковым статусом, который у нас записан в основах внутренней и внешней политики. Тезис о внеблоковости не несет фактического контекста: в Украине находится флот другой страны – это факт, который не позволяет говорить о внеблоковости. Внеблоковость подразумевает увеличение военного бюджета и срочной службы. Мы видим, что этого не происходит», – говорит Сергей Джердж.

Россия после саммита НАТО


Вместе с тем эксперт отмечает, что подобное сближение НАТО и России, скорее всего, отображает коллективное желание членов НАТО и тех стран, которые сотрудничают с альянсом. Формирование будущей новой структуры НАТО позволит России пересмотреть некоторые свои заявления относительно безопасности на европейском континенте.

«Каждые десть лет принимается новая стратегическая концепция НАТО. Особенностью этой концепции является то, что ее обговаривали как в странах НАТО, так и в других странах-партнерах организации. Прошло более 500 круглых столов на тему формирования будущего альянса именно не в странах НАТО. Концепция вобрала в себя предложения многих сторон», – утверждает Сергей Джердж. Некоторые участники нынешнего украинского круглого стола заявили, что действительно принимали участие в подобных мероприятиях и направляли в штаб-квартиру альянса свои пожелания.

Хотя Кремль раньше и поддерживал идею создания новой системы коллективной безопасности на европейском континенте, по мнению Сергея Джерджа, после саммита НАТО Россия может утратить к ней интерес.

О саммите НАТО в Лиссабоне читайте здесь

XS
SM
MD
LG