Линки доступности

Умер защитник прав миллионов людей


Майка Нафталин
Майка Нафталин

Накануне католического Рождества столица США проводила в последний путь одного из руководителей Американской ассоциации евреев из бывшего СССР (UCSJ) Майку Нафталина. Вечером 23 декабря у него остановилось сердце. Ему было 76 лет.

Более 20 лет с февраля 1987 он был директором UCSJ – независимой правозащитной организации, которая работает в странах бывшего СССР. Под руководством Нафталина UCSJ начала вести мониторинг нарушений прав на свободу вероисповедания и, в особенности, проявлений антисемитизма и ксенофобии в бывших советских республиках, в частности, в России, Украине и Беларуси.

«Я глубоко опечален тем, что еврейская община потеряла столь выдающегося лидера-правозащитника, – сказал «Голосу Америки» президент UCSJ Лэрри Лернер. – Майка был моим другом и единомышленником. Я восхищался им многие годы. Он был очень мужественным и скромным человеком – например, прекрасно играл на рояле, но этого почти никто не знает, потому что он никогда это не афишировал. Его будет очень не хватать».

До работы в UCSJ в начале восьмидесятых годов Майка Нафталин занимал высокие административные посты в Палате представителей США и в Национальной академии наук. Вместе с Эли Визелем он работал над созданием Музея Холокоста в Вашингтоне. «Майка не случайно посвятил себя миссии Американской ассоциации евреев из бывшего СССР, – считает Лэрри Лернер. – Он хорошо знал историю нацистского истребления евреев, цыган и других народов и меньшинств, у него также был личный опыт ветерана Корейской войны, и он делал все, чтобы не допустить повторения репрессий против кого бы то ни было».

Нафталин поддерживал тесные связи с Белым домом, Конгрессом, Государственным департаментом США и со СМИ. Многие годы он был для них авторитетным источником информации о положении с правами человека в СССР, а затем на постсоветском пространстве. Нафталин представлял UCSJ в составе американской делегации на конференциях ОБСЕ и на других международных форумах. Он был в числе организаторов первой советской конференции по правам человека, которая состоялась в Москве в 1989 году.

«Он провел эту конференцию, собрав советских правозащитников под носом у Лубянки! – вспоминает бывший советский диссидент Леонид Стонов, ныне международный директор UCSJ Бюро по правам человека. – Люди вокруг него сплачивались потому, что он был прекрасно образован, но очень демократичен, доступен, умел слушать, и ни на кого не перекладывал свои дела. Юрист по профессии, он был скорее стратег и лоббист в хорошем смысле слова».

По словам Леонида Стонова, Майка Нафталин был человеком «неугасающего оптимизма»: «Он никогда не унывал. Я не видел его подавленным даже в самые трагические моменты. Помню, как вскоре после того, как мы открыли в Узбекистане бюро по правам человека, в декабре 1992 года Абдуманноб Пулатов (ныне директор Информационной сети правозащитных организаций Центральной Азии) был похищен узбекскими спецслужбами. Мы немедленно уехали из Ташкента в Алматы, и Майка мобилизовал американское посольство в Казахстане для того, чтобы спасти Пулатова. Для него принципы прав человека были превыше всего. Это была его личная боль, потому что он – настоящий гуманист сахаровского толка».

По инициативе Нафталина в марте 2008 года зарубежные правозащитные организации выступили в поддержку Льва Пономарева, когда власти обвинили российского правозащитника в клевете. Пятьдесят четыре правозащитные организации из России, Украины и Беларуси вошли в состав Коалиции против ненависти, которую Майка Нафталин создал совместно с Московской Хельсинской Группой в начале 2007 года. Леонид Стонов назвал эту коалицию «последним детищем» Нафталина.

В день похорон Майки Нафталина небо над Вашингтоном прояснилось, выглянуло солнце. Завтра будет ледяной дождь.

XS
SM
MD
LG