Линки доступности

Мюнхенская конференция: полемика в разгаре


Сергей Лавров
Сергей Лавров

Сергей Лавров обвинил США и ее союзников в подрыве евробезопасности

МОСКВА – Вице-президент США Джо Байден, федеральный канцлер Германии Ангела Меркель и президент Украины Петр Порошенко во время встречи на полях Мюнхенской конференции по безопасности согласовали дальнейшие действия и подчеркнули необходимость немедленного прекращения огня на востоке Украины. Об этом в субботу 7 февраля сообщает пресс-служба главы украинского государства.

«Собеседники обсудили развитие переговорного процесса по мирному урегулированию ситуации на украинском Донбассе в контексте последних совместных предложений по выполнению Минских договоренностей, наработанных на встрече президента Порошенко с канцлером Меркель и президентом Франции Олландом во время их переговоров в Киеве», – говорится в сообщении.

По данным пресс-службы, собеседники указали в Мюнхене на «необходимости соблюдения общей трансатлантической позиции по ситуации в Украине», а также «скоординировали дальнейшие шаги и подчеркнули необходимость немедленного прекращения огня и продолжения диалога по воплощению в жизнь всех пунктов минских договоренностей».

Совершенно другим по духу и тональности стало выступление на Мюнхенской конференции главы МИД РФ Сергея Лаврова. Он обвинил в подрыве конструкции европейской безопасности «США и их союзников», передает ТАСС.

«Невозможно принять аргументы наших западных партнеров о том, что случилось внезапное обрушение системы мирового порядка, — цитирует агентство министра. — Напротив, события последних лет показывают наличие глубоких системных проблем в организации европейской безопасности».

По словам Лаврова, Вашингтон в любой сложной ситуации стремится «перевести стрелки» на Россию. На каждом этапе кризиса на Украине США совершали действия, которые лишь усугубляли ситуацию и «приводили к дальнейшей эскалации» событий, считает глава внешнеполитического ведомства РФ.

По мнению научного сотрудника Института США и Канады Александра Шумилина, Лавров в данном случае не нашел ничего лучшего, кроме как свалить все «с больной головы на здоровую».

«В этом, впрочем, нет ничего необычного и нового, – добавил он интервью Русской службе «Голоса Америки». – Даже в обострившихся до предела условиях глава внешнеполитического ведомства России продолжил сохранять старую стилистику и верность прежним позициям».

Как ему представляется, в действительности все происходит ровно наоборот.

«Именно Российская Федерация нарушила Будапештский меморандум (гарантировавший территориальную целостность Украины в обмен на ее отказ от обладания ядерным оружием – В.В.), – напомнил Шумилин. – Это всем хорошо известно и не вызывает ни у кого никаких сомнений и неадекватных комментариев».

Поэтому Лавров и предпочел оставить данную тему за скобками, констатировал эксперт.

«Европа, как и США, наоборот, пытаются сохранить систему безопасности, подорванную действиями Москвы, – продолжил он. – Меры Европы, равно как и США носят ответный характер. Поэтому лавровские тезисы не выдерживают критики».

По оценке Шумилина, страны Европы и США, реагируя на происходящее, пытаются предотвратить обострение конфликта и не позволить перейти ему в более масштабную стадию.

«Это совершенно очевидно для всех, но главе российского МИДа ничего не остается кроме как выдавать те формулировки, которые прозвучали», – резюмировал он.

Кроме того, эксперт выразил недоумение по поводу упоминания в речи Лаврова «союзников» США по подрыву евробезопасности.

«Остается предположить, что это сами страны Европы занимаются тем, что рубят сук, на котором сидят, – сказал он. – Логику в таком утверждении обнаружить трудно».

У ведущего научного сотрудника Института проблем международной безопасности РАН РФ Алексея Фененко иной взгляд на вещи. В комментарии «Голосу Америки» он отметил, что Россия традиционно строила свою международную политику на диалоге с евроатлантистами.

«Со времен “холодной войны” в Европе всегда существовали представители двух направлений, – пояснил эксперт. – Это атлантисты, выступавшие за полное взаимодействие с США, и евроатлантисты, которые говорили: да, конечно, присутствие США в Европе необходимо, оно важно, но при этом нужно выстраивать и диалог с Советским Союзом, Россией».

А теперь в рамках украинского кризиса, по сути, произошел крах евроатлантизма, утверждает Фененко.

«То есть фактически между США и России не стало института посредников, который мог бы до некоторой степени сглаживать напряженность, – продолжил он. – Это одна из наиболее серьезных проблем, которую породил конфликт в Украине».

Помимо прочего, министр иностранных дел РФ в своей мюнхенской речи настаивал на том, что Евросоюз «предпочел конфронтационный путь развитию механизмов полезного взаимодействия».

Александр Шумилин с этим не согласен.

«А что тогда означают все эти инициативы в виде Минского соглашения и миссии Меркель и Олланд? – задается он вопросом. – Это совсем не похоже на выбор конфронтационного пути».

С точки зрения Алексея Фененко, тупик во взаимоотношениях России с западным миром образовался из-за неверного кремлевского прогноза развития событий.

«Российское руководство еще весной (прошлого года) ожидало, что ЕС откажется от конфронтационной политики или, по крайней мере, предложит некую схему урегулирования украинского кризиса, которая относительно устроит и Россию, и США, – полагает он. – По примеру того, как это было во время войны 2008 года с Грузией. Тогда именно посредничество Франции позволило заморозить конфликт».

Как ему кажется, чего-то подобного в Москве ждали и сейчас, но ситуация сложилась совершенно другая.

«Думаю, что для российского руководства оказалось невероятным сюрпризом, что Франция и Германия стали действовать заодно с США, в то время как всего десять лет назад между ними были серьезные противоречия», – заключил Фененко.

Мюнхенская конференция завершает свою работу в воскресенье, 8 февраля.

XS
SM
MD
LG