Линки доступности

Новый газовый контракт: победа Молдовы или тактический манёвр России?


Молдавские эксперты отмечают важность приднестровского фактора и предостерегают власти страны от преждевременной эйфории

Правительство Республики Молдова договорилось с Россией о возобновлении поставок газа в страны. Результатом стало подписание пятилетнего контракта компании «Молдовагаз» с российским газовым монополистом «Газпромом», в соответствии с которым цена за тысячу кубометров «голубого топлива» составит для республики $450.

Напомним, что по предыдущему контакту, действие которого закончилось в конце сентября, эта цена составляла $149. А в октябре «Газпром» вынудил платить Молдову $790 за тысячу кубометров своей продукции. И в Кишинёве, и в странах Евросоюза такую тактику российского монополиста назвали «политическим шантажом», ведь лукашенковской Беларуси газ от «большого восточного соседа» поставляется по цене в $128,5. В середине октября в Молдове было объявлено чрезвычайное положение, и правительство страны начало переговоры о газовых поставках из Польши, Румынии и Украины.

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» побеседовала с молдавскими экспертами, чтобы выяснить, можно ли, хотя бы отчасти, считать новый контакт победой Кишинёва.

«Наша дипломатическая активность и угроза, что газ перестанет поступать в Приднестровье, подвигли "Газпром" к подписанию договора»

Бывший представитель Республики Молдова в Совете Европы и ООН, политический аналитик Алексей Тулбуре (Alexei Tulbure) напоминает, что подобные ситуации бывали и ранее, например – в 2005 году. И традиционным способом разрешения конфликта, по словам собеседника «Голоса Америки» было «обивание разных порогов в Москве».

На этот раз правительство республики отреагировало иначе, а именно – стало активно искать альтернативные пути получения газа. «Активно себя вела наша дипломатическая служба, мы разучились поддержкой Евросоюза, другие высокие международные канцелярии выразили поддержку Молдове. Одним словом, мы дали понять, что готовы заплатить любую цену, но унижаться не будем. И если не будут найдены решения в Москве, найдём другие пути.

Мы понимаем, что в большинстве европейских стран газ всё равно российский, но тем не менее, существует возможность заключать договоры не напрямую с Кремлём», - отметил молдавский эксперт.

– Другим важным аспектом в разрешении кризиса Алексей Тулбуре считает приднестровский вопрос. Ведь эта часть Молдовы, считающая себя независимой от Кишинёва территорией, не имеет возможности получать газ напрямую из России. Там есть металлургический завод, принадлежащий российским бизнесменам, есть Кучурганская ГРЭС, входящая ныне в состав Интер РАО ЕЭС. Наконец, с этой территорией тесно связаны бизнес-интересы Игоря Чайки – сына бывшего генпрокурора РФ. Поэтому прерывать поставку газа в Приднестровье Кремлю крайне невыгодно.

«И эти два фундаментальных момента – наша дипломатическая активность при поиске альтернативных путей поставки газа и угроза, что газ перестанет поступать и в Приднестровье – подвигли "Газпром" к подписанию договора.

И нельзя не сказать о том, что если ты отказываешься поставлять газ по вразумительной цене своему традиционному потребителю, то, естественно, напряжение возникает не только в этой стране, но и на газовом рынке в целом. А это "Газпрому" не нужно, потому что он является поставщиком своей продукции на весь европейский континент, и ему нужно, чтобы все покупатели вели себя спокойно и были уверены в завтрашнем дне», –подчёркивает молдавский эксперт.

«Если бы Россия решила сыграть ва-банк, это вызвало бы негативное отношение со стороны Европейского Союза»

Директор кишинёвского Института эффективной политики Виталий Андриевский отмечает, что в нынешней ситуации газового шантажа со стороны Москвы у Молдовы нашлись союзники в Европе. «Во-первых, был проведён трубопровод Яссы – Кишинёв, и появилась возможность альтернативной поставки газа. Во-вторых, Европейский Союз заявил, что окажет финансовую помощь Молдове, и уже был выделен первый транш в 60 миллионов евро, чтобы оплатить газ для малоимущих. В-третьих, Украина заявила, что окажет помощь, хотя сама оказалась в очень сложной ситуации. Ну, и в-четвёртых, через Украину из европейских стран мог поступить газ, который тоже решал проблему», –привёл доводы эксперт в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

Кстати, во время состоявшегося 30 октября телефонного разговора между президентами Молдовы и Украины, Майя Санду поблагодарила Владимира Зеленского «за своевременную и скорую помощь» в разрешении энергетического кризиса, в том числе – за поставки электроэнергии. В свою очередь, Зеленский подчеркнул, что Украина и дальше готова оказывать помощь Молдове.

Виталий Андриевский также отметил значение приднестровского фактора. «Если Россия не заключает напрямую контракт с Молдовой, Приднестровье будет вынуждено получать тот газ, которым будет готова поделится Молдова. Румынского газа хватало только на правый берег Днестра, а что касается газа из Европы через Украину, он был бы достаточно дорогим, и Тирасполю впервые пришлось бы платить за этот газ. Потому что раньше долги за "газпромовские" поставки переписывались на Кишинёв. А сейчас он потребовал бы предоплату или гарантию оплаты, к чему Тирасполь не был готов», –указал директор Института эффективной политики.

И добавил, что в период газового конфликта с Молдовой Россия оказалась в международной изоляции, потому что все другие страны поддержали Молдову. «И если бы Россия всё же решила сыграть ва-банк, это вызвало бы негативное к ней отношение со стороны Европейского Союза и других стран и обернулось бы её моральным проигрышем, чего Путин не хотел», –– убеждён Виталий Андриевский.

«Сейчас газ становится независимым продуктом, не привязанным к нефти»

Доктор экономических наук, бывший председатель парламентской комиссии по экономике, бюджету и финансам Вячеслав Ионицэ (Veaceslav Ioniță) напоминает, что все обстоятельства предыдущих газовых соглашения между Молдовой и Россией с самого начала держались в строгом секрете.

«И мы сможем узнать, что реально произошло либо по экономическим показателям, либо если произойдёт информационный слив в публичное пространство», –– продолжил он.

В беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» Ионицэ высказал предположение, что задачей России во время двухмесячных переговоров с Молдовой было заставить Кишинёв согласиться с новой формулой расчёта цены на газ. «Дело в том, что до 2005 года Молдова имела преференции в ценах на поставку газа, которые не имели никакой связи с международными ценами. Мы платили $76 - $78 за тысячу кубометров газа, в условиях, когда мировые цены доходили до $200. Это было связано с единым газопроводом советских времён, но рано или поздно Россия должна была нам сказать, что мы должны платить по мировым ценам.

И вот, в 2006 году наша власть тайно договорилась (с Россией), что в течение пяти лет мы переходим на мировые цены. И в 2010 году цены (на газ) для Молдовы дошли до мирового уровня. В течение последующих 10 лет действовала формула жёсткой привязки к мировым ценам. А в 2021 году начинается процесс, о котором будем говорить ещё много лет, когда идёт передел мирового рынка газа. А Молдова просто первой "попала под раздачу". Сейчас газ становится независимым продуктом, не привязанным к нефти. Когда газовая цена привязана к нефтяной – проигрывает продавец и выигрывает покупатель. По старой формуле мы платили бы на 40% меньше. Поэтому Россия, как пятнадцать лет назад, заставила нас согласиться с новой формулой расчёта. И это самое главное в том, что произошло», – повторил Вячеслав Ионицэ.

Эксперт также допустил, что Молдове вновь была предоставлена некая отсрочка для адаптации к переходу на полный расчёт по новой мировой формуле. «Мы пока об этом не знаем, потому что это – секретная информация. Но сможем это выяснить чисто научным методом где-то к концу следующего года», – спрогнозировал он.

«Россия вынуждена с этим соглашаться, потому что она не смогла "нагнуть" Молдову, как того многим хотелось»

В недавнем интервью российской газете «Коммерсант» Майя Санду отрицала, что Молдова добилась пятилетнего контракта на поставки газа по цене $450 за тысячу кубометров ценой неких внешнеполитических уступок. Президент Молдовы заявила, что во время переговоров с российской стороной не было речи о том, что республика должна отказаться от Соглашения о зоне свободной торговли с Евросоюзом и присоединиться к Евразийскому экономическому союзу.

Комментируя этот факт, Виталий Андриевский отмечает, что публично Кремль никогда не озвучивал подобные условия. «Но это постоянно забрасывалось в информационное пространство и со стороны (молдавских) социалистов, и со стороны российских пропагандистов. Мол мы должны пойти на уступки с номерами для приднестровских автомобилей, мы не должны поднимать вопрос о выводе российской армии из Приднестровья, и так далее. А если мы пойдём на определённые уступки, то со стороны Москвы тоже всё будет нормально.

Но на самом деле нужно понимать, что <нынешний> президент Молдовы никогда не попятится назад и не пойдёт на уступки. В этом и её плюсы, и минусы. Она человек, который идёт вперёд и не обращает внимания даже на потери. И если они взяла этот курс (на евроинтеграцию), она его уже не поменяет.

И подписание этого договора показало, что Россия вынуждена с этим соглашаться, потому что она не смогла "нагнуть" Молдову, как того многим хотелось, и в России, и, что самое обидно – в Молдове тоже. Я имею в виду пророссийские силы, которым хотелось бы, что к власти вернулись социалисты и Игорь Додон. Пусть даже ценой дорогого российского газа», – подчёркивает молдавский эксперт.

И в конце своего комментария предупреждает: «Не надо думать, что это – победа. Молдова по-прежнему зависима от российского газа, потому что другие варианты очень дорогостоящие. Поэтому молдавская власть не должна сейчас дуть в фанфары и бить в барабаны, а должна всерьёз подумать об энергоэффективности и энергосбережении. Вот этого, пока, к сожалению, нет, и наша общественность должна эту проблему поднять».

Вячеслав Ионицэ предполагает, что политический торг во время молдавско-российских переговоров всё же имел место. «Я думаю, что перед Россией стояло пять задач. Самая главная – новая экономическая формула расчёта по газу. Второе: дальнейшее финансирование Приднестровья через газовые поставки. Правда, при этом возникают долги за газ для Приднестровья, которые мы не понятно как будем гасить.

Третий вопрос: долги Правобережья. У Приднестровья долг где-то $8 млрд, а у нас чуть больше $700 млн. И этот вопрос перешёл из экономической плоскости в политическую, потому что наш долг будет включён в тарифы для населения. Четвёртая задача, которую Россия решает – Третий энергетический пакет, и сейчас его применение в результате подписанного контракта замораживается на несколько лет.

И последнее из того, что я знаю – были политические условия. Я не могу озвучить это публично, но информация правдоподобная, и, в принципе, соответствует тому, что Россия хочет и дальше влиять в этом регионе, и ей важно, чтобы молдавская власть с пониманием относилась в российским интересам здесь», – подытоживает Вячеслав Ионицэ.

Алексей Тулбуре замечает, что, согласно общедоступной информации, во время переговоров о возобновлении газовых поставках из России в Молдову речь о каком-либо изменении внешней политики Кишинёва не шла. «За исключением одного момента, –уточняет политический аналитик. – Согласно Соглашению об Ассоциации Молдовы с Европейским Союзом, мы должны перейти на Третий энергопакет, который предусматривает разделение производства, транспортировки и распределения газа. То есть, эти процессы не должны быть монополизированы, потому что могут появиться другие поставщики, и они должны иметь возможность пользоваться теми же трубопроводами и всей газовой инфраструктурой так же, как и "Газпром".

Это условие мы обязались внедрить, но по словам нашего министра регионального развития Андрея Спыну, это решение отложено на год, поскольку 2022 год мы зарезервировали для проведения аудита деятельности "Молдовагаза" и долга, который сформировался у нас перед "Газпромом". Речь не о Приднестровье, которое вообще не платит за газ, а о правосторонней Молдове, чем долг составляет $709 млн. И пока не разберутся с этим долгом, внедрения Третьего энергопакета не будет», – заключает бывший представитель Молдовы в Совете Европы и в ООН.

XS
SM
MD
LG