Вице-президент США Майк Пенс с первых дней своей политической карьеры описывал себя так: «Христианин, консерватор и республиканец. Именно в таком порядке».
Но теперь, после трех с половиной лет в роли второго человека в Белом доме, Пенс вполне мог бы добавить четвертую характеристику – чрезвычайную лояльность президенту Дональду Трампу, с которым они вместе борются за переизбрание на выборах 3 ноября.
В 2016 году Трамп, впервые пришедший в политику, выбрал в партнеры по предвыборной гонке Пенса, малоизвестного за пределами родного штата.
Выбор Трампа не в последнюю очередь был обусловлен стремлением укрепить авторитет среди консервативных избирателей, в поддержке которых он нуждался, чтобы одолеть демократа Хиллари Клинтон. Консерватор Пенс, имевший за плечами многолетний опыт в Конгрессе и один губернаторский срок в Индиане, представлялся идеальным кандидатом на пост вице-президента.
Трамп одержал убедительную победу, и Пенс оправдал свое политическое кредо.
Пенс дал Трампу уникальную связь с христианами-евангелистами – консервативно настроенными избирателями, на которых приходится до четверти американского электората. При этом он не упускает возможности выступить с похвалой в адрес президента.
Одно из немногих критических замечаний в адрес Трампа Пенс позволил себе во время кампании 2016 года, когда появилось видео с вольными комментариями Трампа о женщинах. Тогда он сказал: «Я не оправдываю его высказываний и не могу их защищать». Но в качестве вице-президента Пенс неизменно предваряет любые замечания о государственной политике восторженными отзывами о работе президента.
На одном из заседаний кабинета министров в 2017 году Пенс похвалил сидящего напротив Трампа 14 раз менее чем за три минуты.
«Вы вселили небывалый оптимизм в эту страну, – сказал он. – Я очень польщен возможностью находиться здесь в качестве Вашего вице-президента».
61-летний Пенс вырос в Индиане, получил юридическое образование и некоторое время работал юристом, но вскоре занялся политикой. Он проиграл первые двое выборов в Палату представителей в 1988 и 1990 годах, но остался заметной фигурой в Индиане, работая радиоведущим и ведущим ток-шоу с 1994 по 1999 год.
Наконец, в 2000 году он был избран на первый из шести двухлетних сроков в Палате представителей, где последовательно поддерживал консервативную повестку и поднялся в рядах Республиканской партии. В течение одного срока он возглавлял Республиканский исследовательский комитет, однако ему не удалось стать лидером республиканского меньшинства в то время, когда демократы контролировали Палату представителей. За 12 лет пребывания в Палате представителей он внес 90 законопроектов и резолюций, но ни разу не добился их принятия.
В 2012 году Пенс стал губернатором Индианы и в этом качестве продолжил укреплять свою репутацию убежденного консерватора. Он подписал инициативы, направленные на ограничение абортов и снижение налогов, а также закон, запрещающий местным органам власти требовать от предприятий выплаты заработной платы и льгот работникам в размере, превышающем требования федерального закона.
Пенс подписал Закон о восстановлении свободы вероисповедания, который позволяет физическим и юридическим лицам использовать в качестве защиты в судебном разбирательстве аргумент о том, что их религиозная свобода может быть ограничена, если их обяжут одинаково относиться ко всем клиентам в коммерческих сделках. Консерваторы в Индиане и других штатах считали эту инициативу способом оспорить легализацию однополых браков.
Но после протестов со стороны умеренных республиканцев и представителей бизнеса Пенс внес в закон поправки, запрещающие дискриминацию по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности.
Трамп выбрал Пенса своим кандидатом в вице-президенты, когда тому предстояла ожесточенная борьба за второй срок на посту губернатора Индианы.
Когда в начале 2020 года в США началась пандемия коронавируса, Трамп поручил Пенсу важную роль – курировать усилия правительства по борьбе с вирусом и разработке вакцины.
Пенс председательствовал на заседаниях рабочей группы Белого дома по борьбе с коронавирусом и часто информировал страну о развитии ситуации на ежедневных брифингах, транслируемых по общенациональному телевидению. Но вскоре Трамп, которому предстояла нелегкая борьба за переизбрание, взял ежедневные пресс-конференции на себя, заверяя страну, что вирус почти удалось взять под контроль, а вакцина появится до конца года.
Пенс тоже часто давал более оптимистичные прогнозы, несмотря на то, что десятки тысяч американцев умерли, а десятки миллионов потеряли работу.
Вице-президент повторял излюбленную мантру Трампа о том, что число случаев заболевания в США растет в связи с расширением тестирования, упуская из внимания тот факт, что к июню вирус снова вспыхнул в штатах и городах, которых в значительной степени обошла первая волна в марте и апреле. В ходе частных встреч с сенаторами-республиканцами Пенс призывал их сосредоточить внимание на «обнадеживающих признаках» в борьбе с вирусом.
В середине июня Пенс написал в Wall Street Journal, что паника из-за коронавируса «преувеличена».
«Благодаря руководству президента Трампа, а также мужеству и состраданию американского народа наша система общественного здравоохранения теперь намного сильнее, чем четыре месяца назад, и мы побеждаем в борьбе с невидимым врагом», – заявил он.
«Мы замедлили распространение болезни, позаботились о наиболее уязвимых, спасли много жизней и создали прочную базу для решения любых проблем, с которыми мы можем столкнуться в будущем, – заключил он. – Это повод для празднования, а не нагнетания страха в СМИ».
Вопреки взглядам Пенса, пандемия в США не утихает. Как сообщают Центры по контролю и профилактике заболеваний, к 13 августа число погибших превысило 163 000 человек, а число подтвержденных случаев – 5,1 миллиона, причем оба показателя выше, чем в любой другой стране.