Линки доступности

Дмитрий Медведев: Без прессы, все признают правомерность нашего ответа Грузии


5 августа в Кремле президент России Дмитрий Медведев, оценивая события августа 2008 года на грузино-южноосетинской границе, заявил, что все принятые в тот период решения были абсолютно оправданными и доказали свою эффективность. Дмитрий Медведев сказал: «Во время обсуждения без прессы, в узком составе, практически все признают и факт агрессии, и правомерность такого ответа. В силу разных соображений наши некоторые партнеры не могут дать таких оценок публично».

Президент России выразил сожаление в связи с тем, что «дипломатические отношения с Грузией оказались разрушены». Медведев заявил: «Это не вина Российской Федерации. Ответственность за прекращение двусторонних политических отношений всецело лежит на руководстве Грузии и лично на президенте Саакашвили». Он также выразил уверенность, что «впереди у российско-грузинских отношений лучшие времена».

Заявления президента Медведева в отношении Грузии обозреватель радио «Эхо Москвы» и автор серии книг о Кавказе Юлия Латынина называет «поразительными и провокационными», особенно в части, касающейся «частных признаний некоторыми партнерами правоты России».

«...послать демократию»

«Западные демократии не работают по российскому принципу: это в России политик на публике может сказать, что мы уважаем демократию, а в частной беседе послать демократию матом. На Западе расхождение в публичных и частных оценках может стоить политику кресла. Если бы подобные беседы имели место, Медведев назвал бы имена этих западных политиков», – рассуждает Латынина.

В связи с заявлением российского президента, Латынина обращает внимание на дело офицера Минобороны Южной Осетии, гражданина России Эдуарда Гобозова, обвиненного в предательстве и шпионаже в пользу Грузии в 2004-2009 годах. Из заявления Генеральной прокуратуры России следует, что с 2004 по 2009 годы Гобозов за вознаграждение от спецслужб Грузии передавал им сведения о количественном и качественном составе, местах дислокации и передвижении войсковых подразделений Министерства обороны РФ и Пограничной службы ФСБ России на территории Республики Южная Осетия для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

«Юридически в 2004 году и позже на территории Южной Осетии не имели права находиться ни войска Минобороны России, ни подразделения ФСБ России, а так как Генеральная прокуратура РФ признала факт их нахождения там, значит, по сути, она признала факт агрессии России против Грузии», – сказала Юлия Латынина в комментарии «Голосу Америки».

По мнению Латыниной, уверенность президента Медведева в будущем улучшении отношений с Грузией базируется не на стремлении наладить с ней дипломатические контакты, а на стремлении взять Грузию под контроль. «Все усилия наших спецслужб сосредоточены на совершении переворота в Грузии или физическом устранении Михаила Саакашвили», – считает Латынина. Она уверена, что военно-политический переворот в Грузии рассматривается в России, как «главный способ воздействовать на российско-грузинские отношения».

По словам Юлии Латыниной, Кремль делает ставку на грузинскую оппозицию, которая внутри Грузии «исчерпала кредит доверия электората» и поэтому обращается к Москве. Наиболее реальным кандидатом Москвы Латынина называет Нино Бурджанадзе.

Кандидат Москвы?

Лидер оппозиционной партии «Демократическое движение – Единая Грузия» Нино Бурджанадзе в интервью «Голосу Америки» подтвердила свои контакты с российскими лидерами, в частности, с премьер-министром Владимиром Путиным: «В общении с Владимиром Путиным я увидела, что есть понимание сложности ситуации, которая сложилась в российско-грузинских отношениях в связи с южноосетинской и абхазской проблемой. Путин заявил, что Грузия и Россия должны вернуться к докризисной ситуации. И я вижу, что перспективы такого развития есть».

Нино Бурджанадзе отвергает возможность вмешательства России во внутренние дела Грузии. Вместе с тем, она разделяет мнение Москвы, что будущее взаимоотношений двух стран зависит от личности президента Грузии. При Михаиле Саакашвили, который, по словам Бурджанадзе, строит свою политику на антироссийской риторике, улучшение отношений невозможно.

Бурджанадзе считает, что Грузии необходимы досрочные президентские и парламентские выборы: «Для Грузии очень важно не дожидаться президентских выборов в 2013 году, а добиваться досрочных президентских и парламентских выборов».

Лидер грузинской оппозиции также разделяет позицию Кремля, что президент Грузии несет персональную ответственность за войну с Россией и за потери, понесенные грузинской стороной: «Саакашвили втянул Грузию в изначально проигрышную войну, не пытался предотвратить, а, наоборот, подталкивал к ней, и он должен понести ответственность за такие безответственные шаги. Крупномасштабная война была начата, именно когда Саакашвили отдал приказ бомбить Цхинвали, и он должен за это ответить».

Цель Кремля – изменение внешнеполитического курса Грузии

Директор Кавказского института мира, демократии и развития Гия Нодия считает, что заявление Дмитрия Медведева о «частном» признании на высоком уровне правоты России в конфликте 2008 года не имеет реальной основы: «Это заявление было сделано в таком ключе, чтобы его невозможно было проверить, никаких конкретных имен Медведев не называл».

По мнению Нодия, война была нужна российской стороне: «конечной целью конфликта было возникновение хаоса в грузинском обществе, на фоне которого Москва могла бы сместить Михаила Саакашвили и привести к руководству Грузии прокремлевский режим. Этой цели Москва не достигла, значит она проиграла войну».

Гия Нодия считает, что угроза стабильности политической ситуации в Грузии со стороны России сохраняется и спустя два года после войны: «Россия добивается смены политического режима в Грузии, что означает не только устранение президента Саакашвили, но и изменение внешнеполитического курса на интеграцию с Западом, с НАТО, и вообще, в целом, ориентацию на западные ценности, что для России неприемлемо».

По словам Нодия, в Грузии есть открыто про-российские силы, которые находятся в оппозиции к действующей власти. «Однако шансы их прихода к власти демократическими методами практически равны нулю, так как рейтинг оппозиции среди граждан Грузии очень низкий. Ни один серьезный политик в сегодняшней Грузии не будет говорить о досрочных выборах, потому что подобные выборы не востребованы народом Грузии. Единственный вариант для них прийти к власти – сделать это незаконными методами».

Из руин

В Южной Осетии, между тем, с 4 августа начались мероприятия, посвященные второй годовщине войны с Грузией. К этому дню, как пишет российская газета «Коммерсантъ», возобновились работы по восстановлению инфраструктуры, которые были заморожены из-за связанных с бюджетом разногласий между правительством и президентом Южной Осетии.

Первый вице-премьер правительства России Игорь Шувалов, побывавший на днях в Цхинвали, обвинил южноосетинские власти в не целевом расходовании средств. Он отметил, что в 2011 году сумма, выделенная Южной Осетии из бюджета России, превышает сумму, выделенную на обустройство 300 российских городов вместе взятых. В Цхинвали и селах по-прежнему большое количество разрушенных домов и люди продолжают жить в палатках.

Тем временем, премьер-министр Грузии Ника Гилаури заявил грузинской прессе, что экономика страны восстановлена после военного кризиса и в настоящее время испытывает подъем. Подъему экономики способствовало поступление 4,55 миллиардов долларов, один миллиард из которых выделили США.

Далее на эту тему читайте здесь

  • 16x9 Image

    Фатима Тлисовa

    В журналистике с 1995 года. До прихода на «Голос Америки» в 2010 году работала собкором по Северному Кавказу в агентстве «Ассошиэйтед пресс», в «Общей газете» и в «Новой газете». С января 2016 г. работает в составе команды отдела Extremism Watch Desk "Голоса Америки"

XS
SM
MD
LG