Линки доступности

Вернувшимся в Кыргызстан беженцам не хватает жилья


По словам вернувшихся из Узбекситана кыргызстанских беженцев, временное правительство Кыргызстана, вероятно, вело закулисные переговоры с Ташкентом о возвращении в Кыргызстан этнических узбеков, находившихся в лагерях для беженцев на территории Узбекистана. Делалось это предположительно для того, чтобы обеспечить более высокую явку избирателей 27 июня, в день проведения в стране референдума по новой конституции. Теперь, когда голосование завершено, возвратившиеся беженцы стали представлять проблему для властей Кыргызстана, так как многие из них по-прежнему остаются без крова.

В результате беспорядков на этнической почве, происходивших на юге Кыргызстана с 10 по 14 июня, около 80 000 этнических узбеков из южных областей Кыргызстана вынуждены были искать убежища в Узбекистане. Когда ситуация начала нормализовываться, многие беженцы стали возвращаться обратно в Кыргызстан. Ссылаясь на официальные источники, новостное агентство «24.kg» сообщает, что до 27 июня в Кыргызстан вернулись 78 675 беженцев.

Перед тем, как вернуться домой, более 300 беженцев находились во временных лагерях возле узбекско-кыргызской границы. Другие беженцы вернулись в свои дома в Оше и Джалал-Абаде. Несколько сот беженцев, чьи дома были разрушены, пока живут у своих родственников в Оше и его окрестностях.

Беженцы называют несколько причин, по которым они решили вернуться домой. Санобар Хашимова, жительница района Черемушки в Оше, рассказала корреспонденту «Голоса Америки» о том, как 12 июня она вместе со своими соседями пересекла границу.

«С самого первого дня они [узбекские власти] заботились о нас, – сказала она. – Нас кормили три раза в день, всем нуждающимся оказывалась медицинская помощь. Все мы очень благодарны [президенту Узбекистана] Исламу Каримову».

С.Хашимова рассказывает, что она была удивлена, когда после такого теплого приема 24 июня представители узбекских властей сообщили находившимся в лагере беженцам, что им нужно собирать свои вещи и возвращаться домой.

«Они сказали нам, что опасность миновала и можно возвращаться домой», — рассказывает Хашимова. Она также сообщила, что представители узбекских властей старались внушить беженцам, насколько важно для них принять участие в референдуме, который должен был состояться в Кыргызстане. «Нам сказали, что Кыргызстан — это наша страна, и нам необходимо принять участие в референдуме», — рассказала Хашимова.

Жительница района Маджримтал города Оша Дилбархон Каримова, чей дом был разрушен во время беспорядков, сообщила корреспонденту «Голоса Америки», что она и другие беженцы чувствовали, что в Узбекистане им уже не рады.

«Нам говорили о том, что правительство Кыргызстана хочет, чтобы мы вернулись и приняли участие в референдуме. Но я думаю, они [власти] просто от нас устали. В конце концов, для них мы всего лишь беженцы», — говорит она.

Другие беженцы сами решили вернуться. Вот что рассказал корреспонденту «Голоса Америки» один из них — не назвавший своего имени житель того же района Черемушки в Оше, чей дом сгорел во время беспорядков.

«Мы слышали, что пока мы находились в Узбекистане, некоторые пытались захватить наши дома в Оше, – сказал он. – Именно поэтому мы вернулись. Ночи мы проводили дома у родственников, а днем возвращались в свои дома, чтобы охранять их».

Если временное правительство Кыгызстана приложило усилия для того, чтобы убедить беженцев вернуться домой в надежде на то, что они примут участие в референдуме, их расчеты, возможно, не оправдались. Как рассказывает Муниса Абдуллаева, бывшая беженка из района Маджримтал города Оша, в ее районе никто из вернувшихся беженцев не пошел голосовать. «Многие боялись [идти на избирательные участки]. Кроме того, у людей были более насущные проблемы. Нужно было приводить в порядок дома», – рассказала она.

Теперь, когда беженцы вернулись домой, власти оказались в затруднительном положении. Помимо гуманитарных задач, таких, как снабжение продовольствием, чистой водой, а также оказание медицинской помощи, есть более долгосрочные проблемы, такие, как строительство и восстановление жилья в г. Оше. По некоторым оценкам, более 1 800 домов были разрушены или пострадали в результате беспорядков.

Глава временного правительства Роза Отунбаева объявила о создании специального государственного ведомства, которое будет руководить восстановлением городов Ош и Джалал-Абад. 26 июня руководителем этого ведомства был назначен Жанторо Сатыбалдиев, промышленный магнат и бывший мэр Оша. Временное правительство поручило ошской мэрии организовать прием заявлений от жителей города, нуждающихся в компенсациях. Кроме того, власти сформировали комиссию, которая займется оценкой ущерба, причиненного жилому фонду.

Официальное обращение, переданное по кыргызскому национальному телевидению 5 июля, звучало так: «Власти принимают меры по восстановлению Оша и Джалал-Абада. Жители, пострадавшие в результате беспорядков, получат надлежащую [денежную] компенсацию. Мы обращаемся к жителям с просьбой проявлять терпение и с пониманием относиться к ситуации».

По словам некоторых жителей, таких, как Махамаджан Толипов, чей магазин и дом во Фрунзенском районе Оша были разграблены, они уже начали получать компенсацию от властей. «Несколько дней назад мне вернули мою машину [угнанную во время беспорядков]. Они [представители властей] сказали, что помогут мне отремонтировать магазин», — говорит Толипов.

Другие же сомневаются в способности правительства оказать им помощь.

Вот что сказала Санобар Хашимова корреспонденту «Голоса Америки»: «Международные организации направили [в южные районы Кыргызстана] большой объем гуманитарной помощи, которая предназначена для людей, лишившихся жилья и потерявших родных. Куда девается вся эта помощь? Я не думаю, что она доходит до многих простых людей. Чиновники продают эти товары, а деньги кладут себе в карман. Во всяком случае, так уже было и раньше». Санобар Хашимова также не верит, что власти помогут людям восстановить жилье.

XS
SM
MD
LG