Линки доступности

Картина потрясений на юге Кыргызстана


Точные даные о числе смертей и масштабах разрушений в южном Кыргызстане не установлены. Точно так же, как не установлены причины кровавых столкновений между кыргызами и узбеками. Регион погряз в хаосе и смятении.

США, ООН и Россия осуждают разгул насилия в Кыргызстане. Однако международное сообщество не откликнулсь на официальные и неофициальные обращения об отправке воинских контингентов для прекращения кровопролития.

В посольстве Кыргызстана в Москве деятель узбекской общины Шарзад Рахманов заявил, что они просят не просто открыть границу, а организовать коридор и разместить войска, чтобы люди могли вырваться из осады и добраться до границы с Узбекистаном, потому что это самая близкая страна.


Зарубежная гуманитарная помощь начинает поступать. Но продовольствия и воды не хватает, поскольку магазины и склады были разграблены вооруженными бандами. Многие узбеки скрываются в подвалах, опасаясь за свою жизнь. Узбекистан уже принял несколько десятков тысяч беженцев. Но еще больше людей ютится в пограничной полосе, боясь возвращаться и не имея возможности пересечь границу.

Одна из беженок по имени Галина Николаевна, жившая в смешанном Аношинском районе Оша, говорит, что весь город в состоянии паники, каждый за себя, и сейчас все на границе.

Называют самые разные цифры жертв. По официальным сводкам, погибло от 124 до 200 человек. Однако в сообщениях с мест говорится, что тела убитых до сих пор лежат на улицах; сколько было сожжено и сколько похоронено втайне родственниками – неизвестно. Все это позволяет предположить, что цифра 1000 убитых близка к истине.

Причина столкновений между кыргызами и узбеками не выявлена. Объяснения варьируют от инцидента с отказом оплатить поездку на такси до заговора с целью вернуть к власти экс-президента Курманбека Бакиева. Юг Кыргызстана был его опорной базой, а местные узбеки выражали недовольство его правлением. Сам Бакиев отрицает причастность к вспышке насилия и возлагает на временные власти вину за неспособность защитить население.

Орунбай Сулейманов, кыргыз-доброволец, патрулирующий улицы Оша, рассказывает, что он убеждает узбеков в том, что им нечего бояться. Он хочет, чтобы они вели нормальную жизнь и уверяет, что никто никого не будет преследовать и не скажет дурного слова.

Однако спорадические выстрелы свидетельствуют об обратном. Кровь была пролита, люди спасались бегством, а их дома были сожжены. Возврата к прошлому, похоже, не будет. А что впереди – неведомо.

XS
SM
MD
LG