Линки доступности

Спорное наследие Назарбаева


Касым-Жомарт Токаев
Касым-Жомарт Токаев

В день принятия присяги новым президентом, дочь Назарбаева, Дарига, была избрана председателем Сената, став вторым человеком в Казахстане

ВАШИНГТОН – Через день после того как президент Казахстана Нурсултан Назарбаев объявил о своей отставке, жители этой центральноазиатской страны в прямом телеэфире наблюдали, как уходящий президент занял место, возвышавшееся над всем залом, а бывший председатель казахстанского Сената Касым-Жомарт Токаев принес присягу в качестве нового лидера страны.

Токаев призвал немедленно «увековечить имя... великого современника» и переименовать столицу Астану в Нурсултан, назвать в честь Назарбаева главные улицы городов страны, и воздвигнуть монумент в его честь.

Однако, по мнению наблюдателей, физический памятник будет не единственным напоминанием о сохраняющемся присутствии многолетнего лидера.

В тот же день, когда Токаев занял пост президента, дочь Назарбаева, Дарига, игравшая разные роли в казахском политическом истеблишменте, была избрана председателем Сената. В соответствии с Конституцией, именно председатель Сената получает полномочия президента в случае отставки или отстранения от должности действующего главы государства.

Некоторые эксперты видят в уходе Назарбаева «не столько изящный прощальный поклон» сколько маневр с целью сохранения контроля над политическими процессами в стране.

Такого мнения, в частности, придерживается Джоанна Лиллис – казахстанский журналист и автор книги «Мрачные тени. Внутри тайного мира Казахстана» (Dark Shadows: Inside the Secret World of Kazakhstan).

Старший научный сотрудник корпорации RAND Уильям Кортни, которому за его дипломатическую карьеру довелось работать послом США в Казахстане и Грузии, характеризует восхождение Дариги Назарбаевой, как «задержку политического развития в Казахстане». Он отмечает «непрозрачные попытки установить династическое правление, которые едва ли будут популярными и выдержат проверку временем».

Кортни воздает Назарбаеву должное за достижение Казахстаном статуса «суперзвезды в области дипломатии и нераспространения», повышение уровня жизни в стране и поддержание открытости к внешнему миру.

В то же время он считает, «что теперь важно, чтобы Казахстан начал расширять пространство для политических дебатов и дискуссий».

Некоторые из первых шагов «по укреплению доверия и достижению консенсуса», по его мнению, «должны включать освобождение журналистов из тюрем, а также разрешение мирных демонстраций и независимых политических партий».

Это шаги покажут, действительно ли эра Назарбаева уходит или она «лишь принимает другую структурную форму», говорит Кортни.

Еще до объявлений, сделанных в среду, некоторые эксперты предупреждали, что уход Назарбаева с должности президента станет повышением, а не понижением его статуса, указывая на «сингапурскую модель», в которой многолетний лидер и отец-основатель страны Ли Куан Ю оставался закулисным «президентом-наставником», когда его сын Ли Сянь Лун занял высший государственный пост после перерыва, в течение которого представители семьи Ли не правили Сингапуром.

Директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин полагает, что модель «президента-ментора», возможно, не приживется в Казахстане, но, «вероятно, в свое время будет использована в России Владимиром Путиным».

XS
SM
MD
LG