Линки доступности

Марк Катц: Москве нужны реверансы Тегерана и Вашингтона


Марк Катц
Марк Катц

Профессор политологии Университета Джорджа Мэйсона в штате Вирджиния Марк Катц – автор многочисленных книг о российской внешней политике на Ближнем Востоке. В интервью Персидской службе «Голоса Америки» он выразил сомнение в возможности того, что Россия и Иран станут союзниками.

«Голос Америки»: Россия – самый важный экономический партнер Ирана. Способны ли США убедить Россию поддержать ужесточение санкций в отношении Ирана?

Марк Катц: Я не думаю, что США могут заручиться сотрудничеством Россию в этом вопросе. Россия уже показала в недавнем прошлом, что не собирается налагать серьезных санкций на Иран. Но прямо они об этом не заявят, с тем, чтобы в будущих действиях России сомневались и Америка, и Иран. Москва хочет реверансов и со стороны Тегерана, и со стороны Вашингтона. Поэтому, на мой взгляд, политика неопределенности – именно то, что осуществляется Москвой.

Г.А.: Целенаправленна ли «политика неопределенности», о которой вы говорите? Во внешней политике Ирана также можно проследить аналогичные тенденции, однако это происходит от отсутствия ее целенаправленности, Россия же, как представляется – иной случай…

М.К.: Я считаю, что российская политика весьма целенаправленна. Г-н Путин, руководящий ею, предпочитает политику неопределенности и во внутренних делах России. Пример тому – конец его президентства, время, когда он выбирал преемника. Было несколько кандидатов до последнего момента. Я думаю, г-ну Путину нравится и во внешней политике ситуация, когда все вокруг гадают о следующих его шагах.

Г.А.: Если посмотреть на ирано-российские отношения в историческом контексте, можно ли считать Россию надежным партнером Ирана?

М.К.: Я не думаю. Интересно, что в Тегеране самые ярые антиамериканисты также настроены и против России. Никто в Иране не доверяет России. Это уже глубоко укоренившаяся часть иранской культуры. Многие в Иране винят Америку в перевороте 1953 года, однако недовольство Россией в Иране гораздо более давнее, еще с начала 19-го века, с периода территориальных потерь на севере страны, отсюда – отсутствие доверия по отношению к России. Поэтому Америке совсем не стоит беспокоиться, что Иран и Россия могут стать союзниками. Они не могут быть союзниками просто потому, что иранцы не доверяют русским.

Г.А.: Если посмотреть на протесты в Иране, есть ли сдвиг негативного внимания с Америки на Россию? Что является причиной лозунгов «смерть России» на демонстрациях?

М.К.: Многие недовольны тем, что Россия поддержала Ахмадинежада, признав законность его переизбрания на пост президента Ирана. Также я считаю, что эти лозунги – вызов режиму, так как все в Иране знают, насколько Россия непопулярна. Соответственно, если режим выступит против протестующих – это продемонстрирует его непатриотичность. На мой взгляд, это очень умная тактика.

XS
SM
MD
LG