Линки доступности

Михаил Касьянов о парламентских и президентских выборах в России


Михаил Касьянов
Михаил Касьянов

Эксклюзивное интервью с лидером коалиционной Партии народной свободы (ПАРНАС)

Россия не выполняет своих международных обязательств в том, что касается выборного процесса, считает оппозиционный политик Михаил Касьянов. Лидер коалиционной Партии народной свободы (ПАРНАС) обратился к депутатам Европарламента с просьбой содействовать проведению в России свободных и честных выборов. Об этом оппозиционер рассказал корреспонденту «Голоса Америки» в Брюсселе в эксклюзивном интервью.

Анна Введенская: Какова цель вашего визита в Европарламент?

Михаил Касьянов: В декабре прошлого года в Европарламенте была создана группа раннего мониторинга выборного процесса в России. Сейчас она разворачивает работу: идет анализ проблем выборных процессов, анализ законов и их исполнения, так же как и обязательств, вытекающих из членства России в Совете Европы и ОБСЕ. Мы встречались с евродепутатами, чтобы помочь им разобраться, ведь, будучи политической партией, мы обязаны помочь разобраться с тем, как происходят выборы в России и насколько они соответствуют требованиям устава ОБСЕ.

А.В.: Почему именно ОБСЕ?

К.М.: Именно в уставе ОБСЕ описано, как должны происходить демократические выборы. Мы – коалиционная партия – намерены сделать все от нас зависящее, чтобы доказать, что Россия не исполняет своих международных обязательств, вытекающих из членства в Совете Европы и ОБСЕ. Что, начиная с 2005 года, выборы в России не свободные и не демократические. В начале апреля наша партия будет проводить конференцию на эту тему.

А.В.: Чего вы ожидаете от евродепутатов?

М.К.: Мы как политическая партия заинтересованы в том, чтобы европейцы адекватно оценивали ситуацию. В декабре пройдут парламентские выборы, в марте следующего года – президентские. Вопрос заключается в том, может ли то, что происходило и происходит в России, называться «свободными выборами»? Европарламент – очень важный политический орган. Необходимо, чтобы депутаты дали публичную политическую оценку тому, что российские власти не выполняют своих международных обязательств.

А.В.: Каким образом, по вашему мнению, должны в данной ситуации действовать европарламентарии?

М.К.: Прежде всего надо отказаться от политики двойных стандартов. Да, Россия большая, важная страна, поэтому можно на многое закрыть глаза. Но главное заключается в том, чтобы фундаментальные нарушения не оставались вне критики, чтобы политические органы, к которым относится Европарламент, вынесли свою оценку, предметно указали, какие международные обязательства Россией не выполняются. Чтобы не приезжать на выборы в последний момент и не заниматься самообманом. Чтобы не было повторения уже разыгранного сценария.

А.В.: Два российских лидера – Путин и Медведев – открыто заявили о том, что договорятся, кто из них будет баллотироваться в президенты. Что можно противопоставить такому подходу?

М.К.: Именно поэтому надо предотвратить такое развитие событий, которое готовят для нашего народа его руководители. Если не критиковать, то людям начинает казаться, что подобный подход к выборам нормальный. В то время как современные руководители России отрыто демонстрируют свое пренебрежение к фундаментальным демократическим институтам.

А.В.: Вы считаете, что Европа будет открыто критиковать действия Кремля?

М.К.: Это вопрос риторически-политический: если политики в Европарламенте верны принципам, которые они провозглашают, если считают Россию демократией, а Россия – член Совета Европы, то это вопрос компромисса с совестью. Несмотря на то, что многие страны зависят от России в вопросах энергетики, существуют также фундаментальные принципы и ценности. Если политики в Западной Европе закрывают глаза на нарушение фундаментальных демократических принципов в России, поэтому что им нужны газ и нефть… тогда это двойные стандарты! Почему можно в отношении Беларуси применять санкции? А в отношении России за те же самые нарушения – нет?

А.В.: Как известно, делегация Государственной Думы во главе с Андреем Климовым успешно лоббировала в Страсбурге изъятие списка причастных к гибели Сергея Магнитского…

М.К.: Европарламент принял резолюцию. В декабре прошлого года евроинституты должны были рассмотреть нарушения и в Беларуси, и в России. Но правительство отправило сюда своих гонцов, которые приезжают лоббировать не интересы россиян, а интересы Путина.
С другой стороны, это подчеркивает значимость Европарламента как политического органа.

А.В.: Каким образом вы намерены сделать так, чтобы избиратели услышали голос вашей партии? Как отмечают многие оппозиционеры, возможности общения оппозиции с избирателями весьма ограничены.

М.К.: Это очевидно и общеизвестно. Доступа к массовому избирателю у нас нет. Ситуация меняется благодаря распространению новых технологий, но пока что, как и в советские времена, основную информацию избиратели черпают из ведущих телеканалов. Экраны контролируются Путиным и его близким окружением. Я в «черном списке» – под первым номером, Немцов – номер два, Каспаров – номер три.

Даже наши имена запрещено упоминать, чтобы люди забывали о нашем существовании. Но я езжу по стране, езжу по регионам и встречаюсь с людьми, несмотря на драконовские барьеры. Хотя это отдельная тема.

На первом плане сейчас – регистрация партий. Равные условия, равный доступ к СМИ – уже потом. За последние три года шести партиям было отказано в регистрации. Начиная с 2004 года, в России не появилось ни одной независимой от Кремля партии.

А.В.: Ясно, что вопрос номер один для вас – регистрация партии. Но в случае отказа во всех российских инстанциях вам придется идти в Страсбургский суд, а там пока не рассмотрены ваши предыдущие жалобы.

М.К.: С 2008 года наши жалобы еще не рассмотрены. Главная проблема Европейского суда по правам человека – огромный объем жалоб со стороны россиян. Россия – на первом месте по числу жалоб. Мы уже подходим к следующему циклу выборов, а Европейский суд по правам человека не рассмотрел жалобы на предыдущие выборы.

На сегодняшний день доступ политических партий к регистрации – основное мерило прозрачности и справедливости выборного процесса. Если партии не допустят к выборам, то значит это не выборы, а имитация, и их мониторинг – самообман.

А.В.: И все-таки, если вам опять откажут в регистрации...

М.К.: Если так случится, то мы будем доказывать и здесь, в Европарламенте, и в Парламентской Ассамблее Европы, что мониторинг путинской имитации выборов вреден и наносит ущерб имиджу Европы. Есть обязательства России, зафиксированные в международных документах, и если российское правительство этих обязательств не выполняет, то молчать об этом – значит жертвовать принципами. В этом мы находим понимание у евродепутатов, причем не только у либеральных демократов, но и у Европейской народной партии и у «Зеленых».

Нам нужна не их помощь, а моральная поддержка, основанная не на чувствах, симпатиях или антипатиях, а на конституции России и ее международных обязательствах, в частности, на договорах с Евросоюзом.

Безусловно, режим «брыкается», сопротивляется. Но тем не менее, группа евродепутатов едет в апреле в Москву, а в мае будет готовить резолюцию. Уверен, что правозащитники также присоединятся к процессу, чтобы выработать объективный взгляд на выборы в России. В этом смысле мнение Европарламента ценно для того, чтобы заставить Россию выполнять свои международные обязательства. Мы как политическая партия будем делать все возможное для того, чтобы восстановить конституционное право россиян на свободные демократические выборы.

Другие материалы о событиях в России читайте в рубрике «Россия»

XS
SM
MD
LG