Линки доступности

Лоуренс Ричардс: «Хороший юмор объединяет»


Фото: Джерри Льюис в фильме «Когда комедия пошла в школу»
Courtesy International Film Circuit
Фото: Джерри Льюис в фильме «Когда комедия пошла в школу» Courtesy International Film Circuit

Новый фильм о золотой эре еврейских эстрадных комиков

«Когда комедия пошла в школу» (When Comedy Went to School) – новый документальный фильм о «еврейской культурной Атлантиде», эпохе выдающихся эстрадных комиков, выступавших в клубах и концертных залах когда-то процветавших курортов в Кэтскильских горах неподалеку от Нью-Йорка.

Эта эра давно закончилась, почти все курорты закрылись, но остались воспоминания о «поясе борща», – как не без юмора называли Кэтскилс в ту пору, когда их в качестве зоны отдыха облюбовали нью-йоркские евреи-эмигранты.

Драматург Лоуренс Ричардс и режиссеры Рон Фрэнк и Мевлут Аккайя собрали эти воспоминания и записали десятки интервью с патриархами американского шоу-бизнеса, в том числе с Джерри Льюисом, Сидом Сизаром, Джерри Стиллером, Мортом Салом и другими. Фильм «Когда комедия пошла в школу» после премьерного показа в июне на Еврейском кинофестивале в Лос-Анджелесе кинокомпанией International Film Circuit выпущен в прокат в Нью-Йорке, а с 16 августа начинает демонстрироваться в Лос-Анджелесе и других городах США.

Лоуренс Ричардс – драматург и продюсер. Живет в Нью-Йорке. Он выступил копродюсером фильма «Человек, который не умрет», написал либретто для мюзикла «Валадон». Продюсирует радиопрограммы, выходящие в эфир в Нью-Йорке и Коннектикуте. В настоящее время работает над документальным фильмом и одновременно книгой о комиках Морте Сале, Ленни Брюсе и Дике Грегори.

Олег Сулькин: Как я понимаю, вы автор идеи фильма?

Лоуренс Ричардс: Да, эту идею вынашивал много лет. Меня увлекла мысль о высшей ценности смеха для выживания целых поколений. И я восхищался мастерством эстрадных комиков, лучших из них.

О.С.: Пару лет назад я видел документальный фильм «Добро пожаловать в Катчерс: последний курорт Кэтскилс». Там речь шла о золотой эре «пояса борща», куда нью-йоркские евреи любили ездить в 30-60-е годы прошлого века. Там тоже затрагивалась тема эстрадных комиков. Вы видели этот фильм?

Л.Р.: Я слышал о нем. Мы тоже встречались с Майклом и Эллен Катчерс, владельцами знаменитого курорта, которых, увы, уже нет в живых.

О.С.: Почему именно сейчас наблюдается всплеск интереса к той эпохе? С чем связана ностальгия?

Л.Р.: Наше общество – как сеть быстрого питания. Съели, тут же забыли, что съели, и побежали дальше. Нужно остановиться и оглянуться. Понимание того, кем мы были раньше, гарантия того, что мы будем знать, кем мы будем завтра. Кэтскилс были самым большим курортом в мире в 20-м веке.

Их расцвет связан с мощной волной эмиграции начала прошлого века, когда в Америку хлынули евреи из России и Восточной Европы, спасавшиеся от нищеты, антисемитизма и погромов. Для них эти курорты, их культурная составляющая стали способом утверждения идеалов свободной жизни и процветания.

О.С.: Большинство эстрадных комиков, выступавших перед курортниками в Кэтскилс, – евреи. И сегодня евреи очень заметны в этом популярном жанре индустрии развлечений. Чем вы это объясняете?

Л.Р.: Этот вопрос мне задают очень часто. Действительно, согласно данным 1970-х годов, евреи составляли примерно 3 процента населения США, а среди эстрадных комиков – 80 процентов! Во-первых, юмор для евреев – механизм защиты от притеснений и дискриминации.

Логика такая: если человек смеется над моими шутками, он вряд ли причинит мне вред. Во-вторых, концентрация отелей и пансионов с клубами, эстрадными площадками и концертными залами в Кэтскилс, – а одних отелей там было более пятисот! – дала еврейским комикам отличный полигон для профессионального роста и оттачивания мастерства. И что важно – тогда еще не было телевидения, и живые разговорные шоу пользовались огромной популярностью.

О.С.: На какие годы приходится пик культуры «пояса борща»?

Л.Р.: Первый пик – в предвоенные годы. Второй, более заметный, – начало 60-х годов, когда были построены скоростные хайвеи и заметно выросло число зажиточных горожан, которым стал по карману отдых в Кэтскилс.

О.С.: Беседы со знаменитыми комиками были сняты специально для фильма?

Л.Р.: Наш фильм – комбинация оригинальных интервью с архивными. Я беседовал с Джерри Льюисом, Сидом Сизаром, Робертом Клайном, Мортом Салом, Джерри Стиллером и многими другими выдающимися артистами. Вместе с Роном Фрэнком и Мевлутом Аккайя мы подобрали впечатляющие архивные съемки с фрагментами выступлений вышеперечисленных комиков, а также Джерри Сайнфелда, Вуди Аллена, Ленни Брюса и других артистов в Кэтскилс в молодые годы.

О.С.: Наверное, сложно выбирать такие фрагменты?

Л.Р.: Очень! Мы спорили до хрипоты, какая байка лучше, смешнее, актуальней. Ведь у каждого свое представление о юморе. Очень важно, чтобы эти шутки были не только самоигральными, но и укладывались в логику документального повествования.

О.С.: Почему вы включили интервью с Ларри Кингом? Он, что, в юности тоже был эстрадным комиком?

Л.Р.: Нет-нет. Ларри не был эстрадным комиком, но в юности работал мальчиком на побегушках в ресторане. Ларри очень интересно комментирует золотую эпоху в Кэтскилс.

О.С.: Ваша любимая шутка в фильме?

Л.Р.: О боже, вы меня убиваете этим вопросом (смеется). Их, пожалуй, две. Одна от Морта Сала. Группа евреев перед расстрелом. Один кричит: «Да здравствует Земля Обетованная!» А сосед ему шепчет: «Ты что, хочешь неприятностей?». Такой вот черный юмор. Вторая шутка от Вуди Аллена: «На смертном одре мой дедушка продал мне эти часы».

О.С.: Критик Variety упрекнула фильм в слащавости и слезливости, использовав выразительное словцо schmaltzy из языка идиш. Ваш ответ?

Л.Р.: Конечно, я не согласен. И тоже могу кое-что на идиш сказать в ответ (смеется). Вообще-то отзывы в большинстве позитивные и даже восторженные. В той эре была реальная сладостность, удивительная теплота и сердечность. Легендарных комиков в большинстве уже нет в живых. Заслуживают ли они нежности и уважения? Конечно! Могут ли наши проявления чувств к ним показаться излишне сентиментальными? Возможно.

Вправе ли мы их считать пересахаренными? Не думаю. Schmaltzy?! Нет, все это искреннее отражение чувств и мыслей. Публике нравится наш фильм. После каждого просмотра, на которых я был, раздается гром аплодисментов. Причем в залах не только евреи, не только пожилые люди, но и молодежь самого разного этнического происхождения. Ведь хороший юмор обладает объединяющим свойством.
XS
SM
MD
LG