Линки доступности

Волна насилия в Израиле


Волна насилия в Израиле
please wait

No media source currently available

0:00 0:07:44 0:00

Майкл Орен: «Это непохоже на новую Интифаду – палестинцам есть что терять»

Майкл Орен, бывший посол Израиля в США, депутат Кнессета от центристской партии «Кулану», в беседе с «Голосом Америки» из Иерусалима прокомментировал вспышку насилия в Израиле и предстоящие встречи госсекретаря Джона Керри с израильским и палестинскими лидерами, цель которых – содействовать снятию напряженности.

Наташа Мозговая: Как можно охарактеризовать нынешнее развитие событий в Израиле и на палестинских территориях?

Майкл Орен: Речь идет о ненадежном балансе – сегодня также были нападения… Израиль при этом придерживается крайне сдержанной и осторожной политики в очень деликатной ситуации, которая потенциально может привести к более масштабному всплеску насилия в Галилее, Негеве, на западе страны и, возможно, даже к очередному военному столкновению в Газе. Хотя, повторяю, израильское правительство использует минимальную силу, стремясь при этом добиться максимального эффекта в борьбе с террором.

Наташа Мозговая: ХАМАС призвал сторонников к совершению терактов против израильтян с помощью самоубийц. Может ли это стать началом новой палестинской Интифады?

Майкл Орен: На данный момент свидетельства говорят о том, что это не так. Летом 2014 во время операции «Нерушимая скала» в Газе ХАМАС повторно пытался разжечь Интифаду на западном берегу. Безуспешно. И у них снова не получается. Причина проста – палестинцам на Западном берегу есть что терять. Они видят, что творится в Сирии, Ираке, и не хотят, чтобы это произошло у них на заднем дворе. Мы видели спорадические всплески насилия, атаки одиночек, вроде той, что произошла в «Форт-Худе» в Техасе. С ними очень трудно бороться. Но если за атакой будет стоять сам ХАМАС, если они используют одну из их спящих ячеек на западном берегу или даже в самом Израиле, им придется понести за это ответственность. Израиль предпримет действия по самозащите, и ХАМАС придется заплатить высокую цену, если они снова попытаются убить невинных израильтян.

Наташа Мозговая: На этот раз ряд терактов был совершен палестинцами, которые находились в Израиле законно. Есть ли решение этой внутренней угрозы?

Майкл Орен: Решение – обеспечение большей безопасности наших границ, более эффективный мониторинг тех, кого пускают на территорию страны с Западного берега. Я лично участвовал в попытках предоставить большему количеству палестинцев возможность работать в Израиле, потому что это в наших общих интересах. Мы заинтересованы в палестинцах с хорошим качеством жизни, которым есть что терять, и которые не хотят жертвовать тем, что у них есть, ради бессмысленной попытки уничтожить нас в третьей Интифаде. Мы пытаемся увеличить число палестинцев, которые могут каждый день работать в Израиле, но когда отдельные люди хватаются за ножи и пистолеты и начинают убивать израильтян, это сильно усложняет мою работу.

В конечном итоге израильтяне и палестинцы заинтересованы в стабильности. На данный момент мы остаемся одним из относительно спокойных участков этого региона, у нас есть совместный интерес вернуться за стол переговоров и достичь стабильного и постоянного решения палестино-израильского конфликта. Говоря о своей партии, я могу добавить, что мы поддерживаем решение создания двух государств для двух народов. Но для того, чтобы к этому прийти, им надо вести с нами переговоры. На данный момент лидер Палестинской автономии Махмуд Аббас не ведет с нами переговоры.

Наташа Мозговая: Госсекретарь США Джон Керри заявил, что у Израиля «есть полное право защищать своих граждан от произвольных актов насилия». При этом он также призывает к «прояснению статуса Храмовой горы». Складывается ощущение, что позиция администрации США несколько расходится с позицией израильского руководства.

Майкл Орен: Подобные заявления вызывают серьезное беспокойство. Очень негативно воспринимается израильской общественностью, когда люди называют политику строительства в еврейских поселениях причиной нынешнего всплеска насилия. Особенно когда сами нападающие говорят, что они совершают атаки из-за лжи, распространяемой палестинским руководством, включая Махмуда Аббаса, о том, что Израиль пытается взять под контроль мечеть Аль-Акса. Любые заявления со стороны США, которые могут восприниматься как поддержка этой лжи – это, по сути, принятие на себя страшной ответственности, потому что в результате могут погибнуть люди. В последние дни заявления со стороны официального Вашингтона являются гораздо более сдержанными и отражающими реальность. А реальность заключается в том, что речь идет о подстрекательстве со стороны палестинских лидеров и распространении лжи, что Израиль пытается взять под контроль святыню ислама, что совершенно не соответствует действительности. А также то, что Израиль применил чрезмерную силу, когда происходит ровно обратное. Израиль применяет минимальную силу. И в том, что касается соблюдения статуса-кво на Храмовой горе, Израиль делает превосходную работу, несмотря на повторные попытки палестинцев его изменить. Сегодня палестинцы не пускают тех, кто не является мусульманами, в мечеть. В молодости мне случалось посещать эти мечети. Сегодня это единственные святыни на Храмовой горе, куда может зайти только представитель одной веры. Любой человек может пойти к Стене плача. Ты можешь быть мусульманином, христианином или буддистом. Ты можешь пойти в храм Гроба Господня, будь ты мусульманином или евреем. Я бывал там не раз. Но ты не можешь пойти в мечеть. Мусульмане также занимаются нелегальными археологическими раскопками. Сейчас самая большая мечеть находится под землей. И она может обвалиться из-за этих раскопок, и в процессе уничтожить тысячи лет свидетельства еврейского присутствия на Храмовой горе.

Наташа Мозговая: Есть ли вообще шансы на возобновление мирного процесса в обозримом будущем?

Майкл Орен: Я уже не являюсь послом Израиля, и я не член партии Нетаньяху, хотя моя партия и состоит в правительственной коалиции. Но я думаю, что он реально пошел против течения, заявив, что он все еще готов встретиться с Махмудом Аббасом и готов обсудить с ним все нерешенные вопросы, включая безопасность и границы. И это несмотря на то, что Аббас имеет прямое отношение к разжиганию нынешнего витка насилия и террора, и несмотря на то, что на палестинском телевидении он сделал заведомо ложное заявление, что Израиль якобы «хладнокровно казнил» 13-летнего невинного подростка. Подросток оказался вполне живым, и далеко не невинным, он пытался напасть с ножом на израильтян. Так что это была двойная ложь. И все же перед лицом всего этого подстрекательства и лжи, премьер-министр Израиля, мне кажется, заслуживает признания за его готовность возобновить переговоры с Махмудом Аббасом. И поверьте мне, он подвергается за это критике. Но я и моя партия его в этом поддерживаем.

Наташа Мозговая: В четверг госсекретарь Керри планирует встретиться с Биньямином Нетаньяху в Германии, в субботу – с Аббасом в Иордании. Будет ли посредничество США в этот раз позитивно воспринято в Израиле?

Майкл Орен: Вовлеченность США всегда приветствуется. США – наш союзник, даже при наличии разногласий, когда нас раздражают некоторые заявления Госдепартамента, но это не меняет действительности. США могут убедить Махмуда Аббаса вернуться за стол переговоров.

Наташа Мозговая: На первых дебатах кандидатов-демократов Израиль даже не обсуждался. Получается, что эта тема отошла на задний план из-за ситуации в Сирии.

Майкл Орен: Я думаю, что Израиль – часть этого уравнения. Невозможно обсуждать то, что происходит в Сирии, с вмешательством России и Ирана, без того, чтобы мы были задействованы в этом разговоре. У нас впервые появилась милитаризованная граница с Ираном, иранские солдаты действуют в Сирии, неподалеку от Голанских высот. И в некоторых вариантах это может стать серьезной проблемой не только для Израиля, но и для США. В Сирии действуют и российские военные, в их распоряжении средства ПВО. У ИГИЛ, как известно, нет самолетов… Нам нужно будет действовать, чтобы не дать Ирану снабдить «Хезболлу» высокоточным оружием – ракетами, которые могут долететь до этого здания – я нахожусь в правительственном здании – и которыми можно будет управлять дистанционно из Бейрута. Нам будет сложно это пресечь. Мы не можем говорить о том, что происходит на Ближнем востоке, не учитывая интересы Израиля и американо-израильского союзничества.

XS
SM
MD
LG