Линки доступности

Возможно ли прямое военное столкновение России с НАТО?


Максим Резник
Максим Резник

Участники XII ФСР в Вильнюсе делились прогнозами по развитию ситуации вокруг российской агрессии в Украине

Второй день работы XII Форума Cвободной России начался с того, что группа его участников за полчаса до открытия первой дискуссионной сессии отправилась к зданию Посольства Украины в Вильнюсе. Здесь клирик Экзархата Вселенского Константинопольского Патриархата в Литве Владимир Селявко отслужил панихиду, после чего у стен были зажжены поминальные свечи и возложены букеты цветов. А непосредственно второй день нынешнего Форума открылся дискуссией на тему «На пороге Третьей Мировой войны: кризис международной системы безопасности».

«Возникает вопрос – в каком состоянии находятся танки 70-ти летней давности?»

Доцент Факультета коммуникации Вильнюсского университета Виктор Денисенко констатировал: то, о чем Путин так долго говорил, особенно с 2014 года, стало явью. Внутри НАТО есть разногласия - у Турции есть своя позиция, и пока непонятно, что будет в США, если Дональд Трамп вернется к власти. Но Североатлантический альянс предпринимает шаги по укреплению своей безопасности.

Главный вопрос: что произойдет, если Россия нападет на одну страну НАТО, и это не будет восприниматься как нападение на весь Альянс? Если 5-я статья Вашингтонского протокола не будет введена в действие, то, по мнению Денисенко, это будет означать конец НАТО.

Научный сотрудник Международного центра по вопросам безопасности и обороны (ICDS) в Таллинне Игорь Грецкий считает, что среди истеблишмента НАТО нет недооценки угроз со стороны России. Там поняли, что Россия не нападает до тех пор, пока не посчитает, что та или иная страна слабая, а на сильных противников Россия не нападает. В последнее время НАТО вкладывает большие инвестиции в свой оборонно-промышленный комплекс, и вторжение России в Украину эти процессы только усилили. Игорь Грецкий подчеркнул, что в этом году все страны группы «Рамштайн» увеличили свои оборонные бюджеты. В странах Скандинавии, Балтии, Польше, Чехии, Румынии обостренное восприятие российской угрозы.

Однако, наблюдается следующая диспропорция: Литва дала помощи Украине столько же, сколько Испания, а Норвегия дала в 5 раз больше, чем Италия.

Политический эксперт Джейсон Смарт, выступавший по видеосвязи, отметил, что введение в действие 5-й статьи Устава НАТО будет зависеть от того, кто станет президентом США.

«Сейчас Америка не такая, как раньше, когда она была готова помогать другим странам защищать демократию. У нее достаточно оружия и денег, чтобы помочь Украине, но американцы не знают, какой объем помощи может предоставить их страна. Американцы еще не осознали, что Путин собирается воевать с ними через дружественные ему страны. Путин не собирается останавливаться на Украине, он будет воевать с НАТО, если его не остановят силой», - считает Джейсон Смарт.

Военный эксперт Юрий Федоров полагает, что на самом деле, Третья мировая война уже идет. «Она началась 14 декабря 2021 года, когда Кремль выдвинул США и НАТО ультиматум вернуться к рубежам 1997 года. Стиль российских дипломатов - базарное хамство. Замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков тогда сказал: "Собирайте манатки и убирайтесь". И точно так же, как начало Второй мировой войны было связано с "Мюнхенским сговором". Нужно обратить внимание не только на разницу в экономических потенциалах между Россией и Евросоюзом. Российский ВВП в 10 раз меньше. Если Запад примет соответствующие решения и сможет их реализовать, то тогда экзистенциальная угроза со стороны России перестанет существовать. А если нет - то под угрозой окажется весь цивилизованный мир», - считает эксперт.

Юрий Федоров
Юрий Федоров

По его оценке, Россия не в состоянии создавать системы вооружения, сопоставимые с перспективными системами на Западе. И это открывает перед Западом окно возможностей. Сейчас Россия теряет в 4 раза больше техники, чем Украина, и у нее примерно в 4 раза больше потери среди личного состава.

В разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» Юрий Федоров напомнил, что лет 5-6 тому назад у России были совершенно фантастические планы произвести пару тысяч экземпляров универсальной боевой платформы «Армата». Однако, в лучшем случае удалось их произвести в количестве 20-30 штук, причем на войне в Украине они не используются. «Они оказались на деле очень дорогими, а также конструктивно неудачными. В принципе это и все, что касается "Армат" и других образцов бронетехники, которыми активно хвастались в середине прошлого десятилетия», - поясняет эксперт.

По мнению Федорова, на самом деле ничего подобного всерьез российский ВПК произвести не может – либо это очень дорого, либо качество ненадежное и оставляет желать лучшего, либо и то и другое вместе. «Поэтому приходится брать со складов и баз хранения танки 50-х годов прошлого века и бросать их в бой, разумеется “не от хорошей жизни”! Конечно, возникает вопрос – в каком состоянии эти танки 70-ти летней давности находятся? Здесь все зависит от того, как их хранили, что с них снималось, что разворовывалось. На самом деле приходится их серьезно ремонтировать, но основные части там есть – гусеницы, двигатель, танки ездить могут, стрелять могут. Разумеется, они несопоставимы по своим боевым качествам с танками Leopard и другими, но большое количество старых образцов некоторым образом компенсирует низкое качество», - заключает Юрий Федоров.

Кто такие «либералы 23 февраля» и кого можно считать «Партией чужой совести»

Следующая дискуссионная панель называлась «Война или СВО: выбор россиян».

Открывавший ее врач-травматолог Андрей Волна, работающий в Украине на волонтерских началах, признался, что ему более привычно участвовать в медицинских симпозиумах, и в обучающих курсах, чем в политических собраниях. Что же касается темы дискуссии, то он пересказал слова одного молодого украинского актера, произнесенные им со сцены киевского театра в адрес собравшейся публики: «У нас два пути: или воюем в рядах ВСУ, или что-то делаем для ВСУ».

Депутат Законодательного собрания Петербурга V и VI созывов Максим Резник подчеркнул, что он за войну до победного конца. «Я свою войну с путинизмом веду столько, сколько чувствую себя политиком. За прошедшие годы у меня были разные союзники и некоторые сейчас по другую сторону», - добавил он.

Сам Резник не на фронте, потому что считает, что может принести пользу другим способом, хотя у него есть родственники, которые находятся в рядах ВСУ. «Линия фронта идет не под Авдеевкой, а внутри каждого из нас. Это - война, в ней нужно победить, а потом мы разберемся между собой, кто в чем был не прав», - считает оппозиционер.

Журналист, член Совета Форума Свободной России Евгений Киселев отметил, что будь он на 20 - 30 лет моложе, может быть, взял бы винтовку и пошел воевать. Пока же он ведет свой YouTube-канал, и у него есть своя аудитория.

Киселев добавил, что российский народ десятилетиями воспитывали в убеждении, что он - самый антифашистский в мире, хотя фашизм пришел в Россию еще во времена Сталина. «Но к этим убеждениями я пришел не сразу», - признался он.

Андрей Волна считает, что недостаточно просто назвать войну войной. Нужно назвать ее «своей войной», тогда будет понятно, что человек что-то делает для победы Украины. Сам врач-травматолог находится под международной защитой и поэтому может приезжать в Украину.

По мнению Андрея Волны, нет иного способа победить врага, кроме как его ликвидировать - убить, или взять в плен. «Россия должна прекратить нести угрозу для всего человечества. Поэтому я выступаю за применение достаточно широких способов и мер для тех из нас, для кого эта война - его личная война», - убежден участник Форума свободной России.

Максим Резник напомнил, что 1 февраля Алексей Навальный обратился с призывом поддержать 17 марта акцию «Полдень против Путина» и способствовать созданию широкой оппозиционной коалиции.

Сам Резник тоже за объединение оппозиционеров разных направлений, впрочем, есть группа людей, которых он называет «либералами 23 февраля», и с которыми объединять усилия в борьбе с путинизмом не считает возможным. Этим термином он называет тех, кто хотел бы вернуться к положению дел на 23 февраля 2022 года. то есть - без полномасштабного вторжения, но с аннексированным Крымом, оккупированной частью Донбасса и открытыми западными границами для россиян.

В комментарии для Русской службы «Голоса Америки» он объяснил свою позицию так: «У нас с "либералами 23 февраля" общее то, что как они, так и мы против войны. Но мы против войны в том числе потому, что считаем войну в Украине проявлением агрессии путинизма – его последней стадии. Мы убеждены, что просто остановить войну и на этом все закончится, как об этом говорит Явлинский, невозможно. Остановить войну можно только с демонтажом этого агрессивного режима. Тогда война прекратится».

Между тем, у «либералов 23 февраля», по мнению Максима Резника, другое целеполагание – в той системе чувствовали себя очень хорошо и Григорий Явлинский с партией «Яблоко», и Алексей Венедиктов с радиостанцией «Эхо Москвы», и Ксения Собчак, пользовавшаяся покровительством Путина - бывшего помощника ее отца. «Все эти ивлеевы, киркоровы и другие любители голых вечеринок, которым эта война не нужна. В этом смысле они для нас "попутчики", потому что они тоже против войны, но надо понимать, что их мотивы отличаются от наших. Их устроит – война остановится и все будет как прежде, но это невозможно и вредно, потому что это не прекращение войны, а передышка для Путина. Поэтому такие нарративы я и воспринимаю, как поддержку Путина, то, что они говорят - Путину выгодно. Это уравнивание насильника и жертвы», - считает собеседник «Голоса Америки».

Он негодует, имея в виду Явлинского: «И вообще кто ты такой, чтобы обращаться к президенту Украины? Как путинское "Яблоко", обратитесь к своему вождю Путину – выводи войска из Украины, прекрати войну! При чем здесь Зеленский? Он защищается и не может прекратить войну. Такие люди любят нас называть "партией чужой крови", что мы за войну. Да мы за войну с путинским фашизмом до нашей полной победы. Я с ним борюсь с 2003 года и не вижу здесь никакого противоречия». И в конце Максим Резник назвал сторонников Явлинского «партией чужой совести», утративших собственную совесть.

Которые, впрочем, могут быть попутчиками настоящей оппозиции в рамках дискредитации «специальной выборной операции» Владимира Путина и борьбы с проявлениями пропаганды военной агрессии.

«Если Путин не получит должного отпора, то это будет означать, что он победил»

Модератором сессии «Перманентная война как форма существования режима Путина» был бывший политзаключенный, член Совета Форума Свободной России Даниил Константинов. Он поделился впечатлением, что война очень комфортна для самого Путина, поскольку она, по известному выражению «все спишет».

Даниил Константинов
Даниил Константинов

Поэтому у него возникло подозрение, что путинизм не захочет выйти из войны, поскольку существование в довоенной ситуации стант для системы некомфортным. Как в книге Джорджа Оруэлла «1984», где между тремя супердержавами шла перманентная война.

Историк Юрий Фельштинский, который является автором нескольких книг о спецслужбах России, рассказал, что и в 2014 году, и в 2022 году решение о вторжении в Украину принимали пять человек: Путин, Патрушев, Бортников, Герасимов и Шойгу. «Когда мы говорим, что Россией правит Путин, это неверно. Россией правят спецслужбы, представителем которых является Путин, как "первый среди равных". Это - первый случай в истории, когда страной управляет госбезопасность. И это очень опасно, потому что к власти пришли люди, готовые убивать», - считает Фельштинский.

По его мнению, полномасштабную войну можно было предотвратить до 24 февраля 2022 года, непосредственно в день начала полномасштабного вторжения России и даже сейчас. Для этого только нужно дать Украине достаточное количество вооружения, которое способно поражать цели на территории России.

Социолог и публицист, член Совета Форума свободной России Игорь Эйдман выступал по видеосвязи из Берлина. Он считает, что Путину не нужна перманентная война, ему нужна быстрая победа. И это связано с тем, что День победы 9 мая в России стал чем-то вроде гражданской религии, проявлением так называемого «победобесия». Путин решил обеспечить себе место в истории как «великого императора», а величие правителя в России по традиции прямо пропорционально величине присоединенных им территорий. В отличие от Фельштинского, Эйдман считает, что не Путин - инструмент в руках ФСБ, а как раз ФСБ - инструмент в руках Путина. «Я уверен, что война против Украины закончится крахом путинского режима, неизвестно только когда это произойдет», - подчеркнул он.

В режиме онлайн выступал и находящийся в Санкт-Петербурге журналист, историк, правозащитник и публицист, член Совета Форума свободной России Александр Скобов. Он начал с того, что Путин, по его мнению, создал в России фашизм в его крайней форме - нацистской, что в свою очередь связано с войной и экспансией. Фашизм, считает Скобов, является перманентной войной с окружающим миром и с несогласными внутри страны. «Война тянулась кровавым шлейфом все годы его правления, начиная с второй Чеченской войны», - напомнил публицист.

Александр Скобов также считает, что Путин стремится уничтожить ялтинско-постдамский миропорядок, где были прописаны международные правила ограничения насилия, включая запрет на аннексии чужих территорий. Того же самого добивался и Гитлер. В конце своего выступления член Совета Форума Свободной России сказал, что любые разговоры о заключении перемирия, при котором Россия удержит часть аннексированных территорий, будет означать, что Путин победил.

Юрий Фельштинский считает, что в нынешних условиях Европе и миру не остается другого выбора, кроме как ответить на вызов, в реультате чего Россия потерпит поражение, сравнимое с поражением Германии в 1945 году. И даже тогда, по его мнению потребуются еще десятилетия для того, чтобы Россия по-настоящему изменилась.

По просьбе корреспондента Русской службы «Голоса Америки» эту гипотезу прокомментировал Даниил Константинов. Он полагает, что Европе предстоит столкнуться с угрозой войны с Россией, если Украина не победит, а России предстоит столкнуться с угрозой скатывания в Третью мировую войну, только если Европе хватит воли и решимости вообще противостоять России. «Я бы вставил слово "готовности к войне". Ибо глядя на то, что происходит сейчас, я вполне допускаю мысль, что Путин может "прожать" НАТО, лишившееся покровительства США, в каком-то "тонком месте», вроде стран Балтии. И если он не получит должного отпора, то это будет означать, что он победил, а НАТО больше не существует. Поэтому Европа столкнется с угрозой, а дальше вопрос – как она на эту угрозу отреагирует?», - подытоживает Даниил Константинов.

Форум

XS
SM
MD
LG