Линки доступности

Итоги выборов в Иране: есть ли «российский след»?


Иранский и российский эксперты анализируют изменения в настроениях иранского общества

Многие СМИ сообщили, что на минувшей неделе во время пятничной молитвы в Тегеране, которая обычно заканчивается скандированием лозунгов «Смерть Америке!» и «Смерть Израилю!», значительная часть собравшихся начала выкрикивать «Смерть России!». Это вызвано тем, что, по мнению сторонников иранской оппозиции, недовольных результатами недавних президентских выборов, Россия поддержала Махмуда Ахмадинежада.

Мохсен Сазегара, президент вашингтонского Института исследований современного Ирана, убежден, что такая точка зрения имеет под собой определенные основания. Сазегара – фигура в иранской политике известная: он был одним из основателей Корпуса стражей Исламской революции, заместителем премьер-министра Ирана, директором Национального радио Ирана, а в 2001 году пытался выставить свою кандидатуру на президентских выборах. В 2003 году, в результате конфликта с аятоллой Али Хаменеи, он был арестован и годом позже покинул страну. Вот как Мохсен Сазегара прокомментировал новые акценты, наметившиеся в иранском общественном мнении, в эксклюзивном интервью Русской службе «Голоса Америки»:

Александр Григорьев: Почему иранская оппозиция считает, что Россия повлияла на исход состоявшихся выборов?

Мохсен Сазегара: Есть несколько причин. Во-первых, как следует из информации, полученной от нескольких генералов, связанных с Корпусом стражей Исламской революции, Россия с самого начала готова была поддержать подобный исход выборов. На мой взгляд, происшедшее в прошлом месяце является государственным переворотом.

Во-вторых, как известно, на протяжении последних 15-ти лет российское правительство было очень плотно вовлечено в иранские дела. Особенно это касается российской разведки, которая тесно сотрудничала с Министерством разведки Ирана и Корпусом стражей Исламской революции. В-третьих, президент Медведев стал первым главой государства, поздравившим Ахмадинежада с «победой», и признал его легитимным президентом. В-четвертых, аятолла Хаменеи известен своей лояльностью к России, он никогда не высказывал осуждения происходившему в Чечне. Все это заставляет народ Ирана предполагать, что Россия причастна к исходу выборов.

А.Г.: У Вас есть какие-либо конкретные факты, доказывающие, что Россия была каким-либо образом вовлечена в эти выборы?

М.С.: Сегодня получить такие доказательства трудно. К примеру, в 1953 году переворот в Иране был организован британскими и американскими спецслужбами. Однако лишь три десятилетия спустя были обнародованы доказательства их причастности к перевороту. Лишь десять лет назад госсекретарь США принесла народу Ирана извинения. То есть требуется время для того, чтобы стали известны доказательства подобного вовлечения.

Когда меня допрашивали в Министерстве разведки Ирана, один из чиновников как-то проговорился, что он недавно вернулся со встречи с представителями российских спецслужб. Другие заключенные тогда рассказывали, что иранские коммунисты, известные своими пророссийскими симпатиями, активно сотрудничали со спецслужбами Ирана.

Не стоит забывать, что Россия реализует много проектов в Иране. Все знают об АЭС в Бушере. Российские компании работают с компаниями, связанными с Корпусом стражей Исламской революции.

В настоящее время несколько иранских лидеров, причастных к исходу недавних выборов, сотрудничают с разведывательными структурами Корпуса, который, в свою очередь, поддерживает тесные отношения с Россией.
Иранцы хорошо помнят, что в 19-ом веке Россия весьма активно действовала в Иране во время правления династии Каджаров. Россия тогда боролась с британским влиянием и поддерживала несколько фракций, чтобы получить определенные привилегии в Иране.

А.Г.: Почему, на ваш взгляд, Россия заинтересована в поддержке Ахмадинежада?

М.С.: Правительство Ахмадинежада - это правительство Корпуса стражей Исламской революции. Учитывая, что Россия имеет хорошие отношения с Корпусом, она может оказывать влияние на действия правительства. А Мусави не связан с Корпусом, он независимый человек.

Россия может получить большую выгоду, например, при разделе ресурсов Каспийского моря. В 1940 году был подписан советско-иранский договор, который разделил море по принципу 50 на 50. Ныне Россия изменила условия договора, в результате Иран получил менее 20%. Мусави - не тот человек, который примет подобные условия.

Россия активно вовлечена в различные проекты в Иране, особенно в ядерные, военные и проекты Министерства разведки. Очевидно, что Москве не понравилось бы появление в Иране нового правительства, которое настолько не связано с Корпусом так тесно, как правительство Ахмадинежада.

А.Г.: На ваш взгляд, антироссийские настроения разделяют только сторонники оппозиции или большинство населения Ирана?

М.С.: Иранцы не против русских. Они позитивно относятся ко всем странам, в том числе и к России. Но им не нравится, когда иностранцы вмешиваются во внутренние дела их государства. Заметьте, США участвовали в перевороте 1953 года, и полвека иранцы не могут забыть и простить это американцам. Именно поэтому они скандируют сегодня «Смерть Америке!». На этот раз они увидели, что Россия вмешивается в иранские дела, и выразили свое отношение к этому лозунгом «Смерть России!».

Люди ненавидят правительство Ахмадинежада, а также аятоллу Хаменеи, который поддержал это правительство. Любое государство, не только российское, которое будет сотрудничать с этим правительством и признает его, будет ненавидимо иранцами. В прошлую пятницу более 200 тысяч человек прошли по улицам Тегерана, скандируя антиправительственные и антироссийские лозунги. С моей точки зрения, эту позицию ныне разделяет большинство населения страны.

А вот как прокомментировал Русской службе «Голоса Америки» ситуацию в Иране профессор Владимир Сажин, старший научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук. Он категорически отверг возможность того, что Россия каким-то образом пыталась влиять на результаты президентских выборов в Иране.

А.Г.: С чем, на ваш взгляд, связано, что к лозунгам «Смерть Америке!» и «Смерть Израилю!» в Иране добавился лозунг «Смерть России!»?

Владимир Сажин: «Смерть Америке!» и «Смерть Израилю!» - это государственные лозунги, которые активно используются на протяжении 30-ти лет руководством Ирана и людьми, которые поддерживают режим. Лозунги «Смерть России!» и «Смерть Китаю!», которые также прозвучали после президентских выборов, появились из-за того, что иранская оппозиция не едина.

Дело в том, что эти выборы «взорвали» иранское общество. В оппозиции Ахмадинежаду, а впоследствии и аятолле Хаменеи, сплотились многие группировки, которые по самым разным причинам выражают несогласие с существующим режимом. Как я понимаю, оппоненты режима имеют между собой более глубокие разногласия, чем с самим режимом. Лозунги «Смерть России!» не отражают оппозиционной направленности этого движения. Оппозиционеров в данный момент волнуют лишь внутренние проблемы Ирана и лишь во вторую очередь - международные вопросы.

Посмотрите, кто является лидерами оппозиции: бывший премьер-министр Мусави, бывшие президенты Рафсанджани и Хатами, бывший спикер парламента Керуби. Это очень значимые фигуры. Находясь на высоких постах, они развивали отношения с Россией и не считали тогда, что Москва вмешивается во внутренние дела Ирана. Именно на этих позициях и стоит основная масса оппозиционеров. Но, как я уже говорил, оппозиция очень разная. Некоторые из ее сторонников считают, что Москва и Пекин являются основными спонсорами ненавидимого ими режима. Но, насколько я знаю, это далеко от истины. Я был в Тегеране до, во время и некоторое время после выборов и видел, что антироссийских лозунгов тогда не было.

Вообще-то и Москва всегда проводила достаточно взвешенную и прагматичную политику в отношении этой страны, преследуя свои собственные интересы. Россия и Иран поддерживают отношения более 500 лет, в них случалось разное - были и общие интересы, были и разногласия. Но ныне Москва поддерживает с Тегераном нормальные добрососедские торговые отношения.

А.Г.: Вы допускаете, что в иранских выборах принимали участие российские советники или спецслужбы?

В.С.: Абсолютно нет. Я знаю иранцев, они этого не допустили бы ни при каких условиях. Отношения между Москвой и Тегераном не настолько хороши.
Посмотрите хотя бы на экономику. Кто в основном финансово и экономически помогает Ирану? В первую очередь Евросоюз. Европейцы закупают нефть у государственной иранской нефтяной компании. А куда идут деньги за нефть? Они идут иранской элите, в том числе и на поддержку Ахмадинежада. В списке торговых партнеров Ирана Россия занимает место во втором десятке.

Если говорить о наиболее острой проблеме - ядерной программе Ирана - то Россия была соавтором, а иногда и инициатором принятия всех пяти резолюций Совета безопасности ООН, направленных против иранской ядерной программы. Другое дело, что в рамках пятерки постоянных членов Совбеза ООН Россия и Китай проводят более мягкую политику. Но это объясняется тем, что они ближе к Ирану и понимают, что любое давление политическое, а тем более военное, скажется на обстановке во всем регионе. Может быть, у деятелей, которые ходят по Тегерану с антироссийскими лозунгами, вызывает недовольство именно эта позиция России?

Я не считаю, что какие-то российские спецслужбы проводили в Иране какую-то работу. Это просто немыслимо. Я был на прошлых президентских выборах в Иране - и тогда, и сейчас был задействован мощный административный ресурс. Но и тогда, и сейчас российская позиция заключалась в том, чтобы не вмешиваться.

А.Г.: Почему Россия без колебаний признала победу Ахмадинеджада на выборах?

В.С.: Через три дня после выборов Ахмадинеджад поехал в Екатеринбург на саммит Шанхайской организации сотрудничества и был поздравлен с победой. Но это был просто дипломатический политес - ведь приехал глава государства. Я напомню, что саммит ШОС был запланирован еще в прошлом году, и на него поехал действующий – вне зависимости от результатов выборов – президент Ирана. Кстати, по протоколу должна была состояться двусторонняя встреча между президентами России и Ирана, но ее не было - беседа прошла в кулуарах.
России совершенно невыгодна ситуация, когда обстановка в Иране выходит из-под контроля, и поэтому что бы ни происходило, Москва предпочитает оставаться сторонним наблюдателем.

XS
SM
MD
LG